На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXIV. МАТЕРИЯ

Он пришел к знанию, что Материя есть Брахман.

Тайтирия Упанишад (II.13.)

Теперь мы имеем рациональное убеждение в том, что Жизнь -- -- это не необъяснимая выдумка, не невозможное зло, которое тем не менее становится начальным фактом, а могущественная пульсация Все-Существования. Мы видим что-то в ее основании и принципе, мы вглядываемся вверх в ее высокую потенциальность и конечный божественный расцвет. Но все еще остается один принцип, лежащий ниже всех остальных, принцип, который мы все еще недостаточно рассмотрели, принцип Материи, на котором Жизнь стоит как на пъедестале или из которого она развивается подобно ветвистому дереву из содержащего его семени. Разум, жизнь и тело человека зависят от этого физического принципа, и если распускание Жизни -- продукт Сознания, всплывающего к Разуму, расширяющегося, поднимающегося в поисках собственной истины в широте супраментального существования и, как кажется, обусловленного этой упаковкой тела и этим основанием Материи. Важность тела очевидна; как раз потому что человек развит или ему были приданы тело и мозги, способные к восприятию и обслуживающие последовательные ментальные озарения, как раз поэтому человек возвысился над животными. Равным образом, только благодаря развитию тела или, по крайней мере, развитию функциональной части физического инструмента, способного воспринимать и обслуживать еще более высокое озарение, именно благодаря этому человек поднимется над собой и реализует, не просто в мышлении и своем внутреннем существе, но и в жизни, совершенно божественное человечество. В противном случае либо проблема Жизни сводится на нет, теряется ее значение, и земное существо может реализовать Сатчитананду, лишь отказавшись от себя, сбросив разум, жизнь и тело и возвратившись к чистому Бесконечному, либо человек не является божественным инструментом, существует предопределенный предел сознательно прогрессивной мощности, которая отличает его от всех других земных существ, и подобно тому, как он сам заменил их, также некоторое другое существо должно со временем его заменить и перенять его наследство.

В действительности кажется, что тело с самого начала является величайшей трудностью души, ее постоянным камнем преткновения. Поэтому горячий искатель духовного исполнения проклял тело и избрал среди всех прочих вещей миро-принцип специальным объектом неприязни. Тело -- это мрачная ноша, которую он не может нести; ее упрямая материальная масса порождает в нем навязчивую идею, что движит им ради освобождения к жизни аскета. Чтобы освободиться от этой инертной массы, человек доходит даже до того, что отрицает ее существование и реальность материальной вселенной. В большинстве религий налагается проклятье на Материю, и тестом религиозной истины и духовности делается отказ от физической жизни или безропотная стойкость по отношению к ней. Более старые вероучения, более терпящие, более мудрые, не соприкасавшиеся с агонией и беспокойным нетерпением души, несшей бремя Железного века, не делали этого грандиозного деления; они признавали Землю Матерью и Небеса Отцом и оказывали им равную любовь и почтение; но эти древние мистерии непонятны и непостижимы для нашего пристального взгляда, который, будь то материальным или духовным, одинаково довольствуется тем, чтобы одни махом разрубить Гордиев узел проблемы существования и принять уход в вечное блаженство или в конечном итоге в вечное растворение или в вечный покой.

Этот раздор в действительности начинается с нашего пробуждения к духовным возможностям; он начинается с возникновения самой жизни и с ее борьбы за установление ее форм деятельности и ее постоянных совокупностей живых форм, борьбой против силы инерции, силы несознания, против силы атомного расщепления, которые в материальном принципе являются узлом великого Отрицания. Жизнь находится в постоянной войне с Материей, и битва всегда кажется заканчивающейся видимым поражением Жизни и тем падением вниз к материальному принципу, которое мы называем смертью. Это рассогласование углубляется с появлением Разума; ибо Разум сам имеет свое несогласие как с Жизнью, так и Материей: он находится в постоянной войне с их ограничениями, в постоянном подчинении и восстании против грубости и инерции одной и страстей и страданий другой; и кажется, что со временем, хотя твердой уверенности нет, эта битва ведет к частичной и дорогостоящей победе Разума, в которой он завоевывает, подавляет или даже порабощает витальные страсти, ухудшает физическое здоровье и нарушает баланс тела в интересах большей ментальной деятельности и более добродеятельного [moral] бытия. Именно в этой борьбе рождается нетерпимость к Жизни, отвращение к телу и отказ от обоих в пользу чисто ментального и высоконравственного [moral] существования. Когда человек пробуждается к существованию, лежащему за пределами Разума, тогда он несет еще дальше принцип разногласия. Троица Разума, Жизни и Тела осуждается как мирское, плотское и дьявольское. Разум также объявляется источником всего нашего расстройства; война объявлена между духом и его инструментами, и победа духовного Обитателя видится в его бегстве из темной резиденции, отказе от разума, жизни и тела и отходе в собственные бесконечности. Мир являет разногласие, и мы наилучшим образом разрешим его дилеммы, если доведем сам принцип разногласия до его крайности, отсечем все друг от друга и дойдем до окончательного разделения.

Но эти поражения и победы только кажутся, это решение -- не решение, а уход от проблемы. На самом деле Жизнь не побеждается Материей; она идет на компромисс, используя смерть для продолжения жизни. Разум, в действительности, не побеждает Жизнь и Материю, а только достигает несовершенного развития части своих потенциальностей ценою других, которые ограничиваются нереализованными или отвергнутыми возможностями, достижимыми при лучшем использовании жизни и тела. Индивидуальная душа не покоряет нижнюю тройку, а только отвергает их требования, накладываемые на нее, и избегает работы, которую предпринял дух, когда впервые бросил себя в форму вселенной. Проблема остается, поскольку работа Божественного во вселенной продолжается, но без какого-либо удовлетворительного решения или какого-либо победоносного завершения работы. Поэтому, поскольку мы стоим на той точке зрения, что Сатчитананда -- суть начало, середина и конец, и что борьба и разногласие не могут быть вечными и фундаментальными принципами Его бытия, а самим своим существованием подразумевают работу к совершенному решению и окончательной победе, то мы должны искать это решение в настоящей победе Жизни над Материей и через свободное и совершенное использование тела Жизнью, в настоящей победе Разума над Жизнью и Материей через свободное и совершенное использование жизне-силы и формы Разумом и в настоящей победе Духа над этой тройкой через совершенное занятие разума, жизни и тела совершенным духом; с той точки зрения, которую мы выработали, только последнее завоевание может сделать все остальные по-настоящему возможными. Тогда, с той целью, чтобы увидеть, как эти остальные завоевания могут вообще или полностью осуществиться, должны мы постичь реальность Материи точно также, как ища фундаментального знания, мы познаем реальность Разума, Души и Жизни.

В определенном смысле Материя не реальна и не существует; то есть, наше теперешнее знание и идеи о Материи, весь накопленный в этой связи опыт является не истиной, а попросту феноменом определенной частной связи между нашими чувствами и всесуществованием, в котором мы движeмся. Когда Наука открыла, что Материя раскладывается в формы Энергии, она зацепилась за универсальную и фундаментальную истину; когда философия открыла, что Материя существует только как субстанциональное явление по отношению к сознанию и что единственная реальность -это Дух или чистое сознательное Бытие, то пришла к еще большей и более законченной, еще более фундаментальной истине. Но все еще остается вопрос, почему Энергия должна принять форму Материи, а не простого сило-потока или почему в действительности Дух должен допускать явление Материи и не покоиться в состояниях, velleties [?] и радостях духа. Говорится, что это работа Разума либо, поскольку очевидно, что Мысль напрямую не создает и даже не воспринимает материальную форму вещей, это работа Чувства [Sense]; чувство-разум творит формы, которые, как кажется, оно воспринимает, и мышление-разум работает над этими формами, которые чувство-разум поставляет ему. Но, очевидно, что индивидуальный воплощенный разум не является творцом явления Материи; земное существование не может быть продуктом человеческого разума, который сам является продуктом земного существования. Если мы скажем, что мир существует только в наших разумах, то выразим нонсенс и нелепицу; ибо материальный мир существовал до того, как человек появился на земле и будет существовать, если человек исчезнет с лица земли или даже наш индивидуальный разум растворится в Бесконечном. Тогда мы должны заключить, что существует вселенский [универсальный - universal] Разум 1, подсознательный по отношению к нам в мощь комбинирования, но его созидательные мотивы и формы приходят к нему свыше: все созданные формы имеют свою основу в Бесконечном над Разумом, Жизнью и Материей, а здесь они только воспроизводятся, воссоздаются -- очень часто неправильно воспроизводятся -- из бесконечно малого. Их основание выше, их ветви уходят вниз, говорит Риг Веда. Сверхсознательный Разум, о котором мы говорим, лучше назвать Надразумом [Overmind]; в иерархическом порядке мощностей Духа он населяет зону, непосредственно зависимую от супраментального сознания.

Мы лучше это поймем, если вернемся к первозданному принципу вещей. Существование в своей деятельности является Сознательной-Силой, которая представляет работы своей силы своему сознанию как формы собственного бытия. Поскольку Сила является только действием одного единственно-существующего Сознательного-Бытия, то ее результатом не может быть ничто другое, кроме как форма этого Сознательного-Бытия; следовательно, Субстанция или Материя -- это только форма Духа. То видимое явление, которое эта форма Духа представляет нашим чувствам, возникает как следствие разделяющего действия Разума, из которого мы смогли непрерывно проследить целостное явление вселенной. Теперь мы знаем, что Жизнь -- это действие Сознательной-Силы, результатом которого являются материальные формы; Жизнь, вовлеченная в эти формы, появляясь в них вначале как подсознательная сила, развивает и приносит назад в манифестацию в качестве Разума сознание, являющееся "настоящим я" [real self] этой силы и которое никогда не прекращало свое существование в ней, даже когда и не проявлялось. Мы также знаем, что Разум -это низшая мощь первозданного сознательного Знания или Сверхразума, мощи, по отношению к которой Жизнь действует как инструментальная энергия; ибо, спускаясь через Сверхразум, Сознание или Чит представляет себя как Разум, также как Сила сознания или Тапас представляет себя как Жизнь. Разум, из-за своего отделения от собственной высочайшей реальности в Сверхразуме, придает Жизни видимость деления, и из-за своей дальнейшей инволюции в собственной Жизне-Силе, становится подсознательным в Жизни и таким образом придает материальным разработкам внешнюю кажимость бессознательной силы. Поэтому несознание, инерция, атомное деление Материи должны иметь своим источником это всеразделяющее и все-инволюционное действие Разума, благодаря которому наша вселенная пришла в бытие. Как Разум является только конечным действием Сверхразума при спуске к творению, и Жизнь предстоит действием Сознательной-Силы, работающей в условиях Неведения, созданного спуском Разума, также Материя, какой мы ее знаем, является только конечной формой, принимаемой сознательным-бытием в результате этой работы. материя -это субстанция одного Сознательного-Бытия, феноменально поделенного внутри себя действием вселенского Разума 2 -- деление, которое индивидуальный разум повторяет и в котором он пребывает, но которое не отменяет или сколь-нибудь умаляет единство Духа, единство Энергии или настоящее единство Материи.

Но зачем нужно это феноменальное и прагматическое деление неделимого Существования? Это потому что Разум должен довести принцип множественности до его крайности, что может быть сделано только путем отделения и деления. Чтобы сделать это, он должен, стремительно низвергаясь в Жизнь, творить формы Множества, давать вселенскому принципу Бытия видимость грубой и материальной субстанции, вместо чистой или тонкой субстанции. То есть, он должен придать этому принципу видимость субстанции, которая выставляет себя для контактов с Разумом как устойчивая вещь или объект в постоянной множественности объектов, а не субстанции, которая выставляет себя для контактов с чистым сознанием как нечто из его собственного вечного чистого существования и реальности, или для тонких ощущений -- как принцип пластичной формы, свободно выражающей сознательное бытие. Контакт разума с объектами создает то, что мы называем ощущением, но здесь должно быть темное воплощающее [придающее материальную форму] ощущение, которое должно обеспечивать реальность того, с чем происходит контакт. Следовательно, спуск чистой субстанции в материальную субстанцию с неизбежностью продолжает спуск Сатчитананды через Сверхразум в разум и жизнь. Как неизбежный результат воли, делающей множество бытия и результат осознания вещей возникает первый метод обретения низшего опыта существования. Если мы вернемся к духовной основе вещей, то увидим, что субстанция в своей крайней чистоте раскрывается в чисто сознательное бытие, самосуществующее, внутренне само-осознающее посредством отождествления, но еще не оборачивающее свое сознание на себя, как на объект. Сверхразум сохраняет это само-осознание посредством отождествления в качестве своей субстанции само-знания и своего света само-создания, но для этого создания представляет Бытие по отношению к себе как субъект-объект, единый и множественный в собственном активном сознании. Бытие как объект удерживается там в верховном знании, которое путем охвата [by comprehension] может видеть его одновременно как объект познания внутри себя и субъективно как самого себя, но также оно может одновременно, путем схватывания [by apprehension], проецировать Бытие как объект (или объекты) познания в круге своего сознания, не отличающийся от него, являющийся его частью, но частью (или частями), удаленной от себя -- то есть, от центра видения, в котором Бытие концентрируется как Познающий, Свидетель или Пуруша. Мы видели, что это схватывающее сознание дает начало движению Разума, движению, из-за которого индивидуальный познающий считает форму своего собственного вселенского бытия чем -то отличным от себя самого; но божественному Разуму присуще непосредственное или скорее одновременное другое движение или оборотная сторона все того же движения -- акт единения в бытии, который излечивает это феноменальное деление и предотвращает его от того, чтобы хотя бы на мгновение оно бы стало единственно реальным для познающего. Этот акт сознательного единения находит свое блеклое, невежественное, крайне внешнее отражение в разделяющем Разуме в виде контакта в сознании между разделенными существами и отдельными объектами, и в нас этот контакт разделенного сознания первично представлен принципом ощущения. На базе ощущения, на этом контакте единения, подчиненного делению, основывается действие мышления-разума, подготавливающего к возвращению к более высокому принципу единения, в котором деление становится подчиненным объединению. Следовательно, субстанция, какой мы ее знаем, материальная субстанция, является формой, в которой Разум, действующий через ощущение, контактирует со Сверхсознательным Бытием, по отношению к которому он сам предстоит движением знания.

Но Разум по самой своей природе стремится знать и ощущать сознательное-бытие не в его единстве или тотальности, а путем принципа разделения. Он видит его в мельчайших точках, которые связывает вместе, чтобы достичь тотальности, и в эти отдельные точки, становящиеся точками зрениями в ассоциации этих точек космический Разум бросает себя и населяет их. Так пребывая в этих точках, оставаясь созидательным благодаря внутренне присущей ему силе как агенту Реальности-Идеи, понуждаемый собственной природой преобразовывать все свои восприятия в энергию жизни, подобно тому как Все-Существующее преобразует Его самомногогранность в энергию Его созидательной Силы сознания, космический Разум обращает эти множественные точки зрения вселенского существования в точки отсчета вселенской Жизни; в Материи он обращает их в формы атомного бытия, наделенного инстинктом жизни, которая формирует их и сама управляема разумом и волей, чтобы привести в действие это формирование. В то же время атомные существования, которые он так формирует, должны благодаря самому закону их бытия стремиться объединяться, собираться в одно целое; и каждое из этих атомных объединений, наделенное спрятанной жизнью, что их формирует, и спрятанным разумом и волей, что приводит их в действие, переносит с собой фикцию отделенного индивидуального существования. Каждый такой индивидуальный объект или существование поддерживается, в зависимости от того, какой в нем разум -- явный или неявный, непроявленный или проявленный -- либо своим механическим эго силы, в котором "воля быть" [will-to-be] находится в онемевшем состоянии и лишена свободы, но тем не менее мощна, либо своим само-осознающим ментальным эго, в котором "воля быть" освобождена, и следовательно, отдельно активна.

Таким образом, не какой-то вечный и первозданный закон вечной и первозданной Материи, а природа действия космического Разума является причиной атомного существования. Материя -это порождение, и для этого творения в качестве начальной точки необходима была бесконечно малая, крайняя поделенность Бесконечного. Эфир может существовать и в действительности существует как неуловимая, почти духовная поддержка Материи, но как явление он кажется материально необнаружимым, по крайней мере на современном уровне знания. Деля видимые молекулы или атомные образования на составные части, вплоть до отдельных атомов и расщепляя последние на мельчайшие частицы, мы все еще, вследствие природы Разума и Жизни, образовавших их, достигаем только некоторого предельного атомного существования, возможно нестабильного, но всегда реконструирующего себя в вечном потоке силы, феноменально, а не достигаем простого неатомного расширения [unatomic extension], неспособного на содержание [incapable of contents]. Неатомное расширение субстанции, расширение, которое не является объединением и соединением, существует иначе, чем как распределение в пространстве -- суть реальности чистого существования, чистой субстанции; это знание Сверхразума и принципа его динамизма, не созидательная концепция разделяющего Разума, хотя Разум может осознать их за своими наработками. Это реальность, лежащая в основе Материи, но не являющаяся тем явлением, которое мы называем Материей. Сами Разум, Жизнь и Материя могут составлять одно с этим чистым существованием и сознательным расширением в их статичной реальности, но не приводятся в движение этим тождеством в их динамическом действии, само-восприятии и самообразовании.

Поэтому мы приходим к той истине о Материи, что существует концептуальное само-расширение бытия, которое вырабатывает себя во вселенной как субстанция или объект сознания и которое космический Разум и Жизнь в их созидательном действии представляют через атомное деление и соединение в качестве вещи, которую мы называем Материей. Но эта Материя, как Разум и Жизнь, все еще суть Бытие или Брахман в его само-созидательном действии. Это форма силы сознательного Бытия, форма, придаваемая Разумом и реализуемая Жизнью. Она содержит внутри себя как свою собственную реальность сознание, сокрытое от себя, вовлеченное и поглощенное в результатах своего собственного само-образования и поэтому само-забывшее. И, каким бы бессмысленным или пустым нам это ни казалось, это все же, для тайного переживания сознания, сокрытого внутри нас, восторг бытия, предлагающий себя этому тайному сознанию в качестве объекта ощущения, чтобы выманить это сокрытое божество из его скрытности. Бытие, проявляющееся как субстанция, сила Бытия, брошенная в форму, в образное само-представление тайного само-сознания, восторг, предлагающий себя в качестве объекта своему собственному сознанию -- что же это, если не Сатчитананда? Материя -- суть Сатчитананда, представленная Его собственному ментальному переживанию в качестве формального базиса объективного знания, действия и восторга существования.

1. Разум, каким мы его знаем, творит только в относительном и инструментальном смысле, он имеет неограниченную форме вселенной или сверхсознательный в духе, Разум, который создал эту форму для своего обитания. И поскольку создатель должен предшествовать творению и превосходить его, то это на самом деле подразумевает существование сверхсознательного Разума, который посредством инструментальности вселенского чувства [universal sense] творит в себе отношение формы с формой и задает ритм материальной вселенной. Но в этом также нет полного решения; оно говорит, что Материя является порождением Сознания, но не объясняет, как Сознание пришло к тому, чтобы создать материю в качестве базиса своих космических работ.

2. Слово Разум здесь используется в самом широком смысле, включая действие мощи Надразума, ближе всего расположенного к супраментальной Истине-Сознанию и являющегося первым истоком создания Неведения.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ