На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXII. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ

Это то, что зовется вселенской Жизнью.

Тайтирия Упанишад (II.3.)

Господь сидит в сердце всех существ, включая их подобно машине при помощи его Майи.

Гита (XVIII.61.)

Он, знающий Истину, Знание, Бесконечность -- то есть Брахмана, будет наслаждаться вместе со всемудрым Брахманом всеми объектами желания.

Тайтирия Упанишад (II.1.)

Мы видели, что Жизнь -- это выдвижение вперед, при определенных космических обстоятельствах, Сознания-Силы, которая по своей природе бесконечна, абсолютна, беспрепятственна, неотъемлемо обладает собственным единством и блаженством, это Сознание-Сила Сатчитананды. Центральным обстоятельством этого космического процесса, насколько он видимо отличается от чистоты бесконечного Существования и само-обладания неделимой Энергией, является разделяющая способность Разума, затемненного неведением. Это поделенное действие неделимой Силы приводит к явлениям двойственностей, противоположностей, кажущимся отрицаниям природы Сатчитананды, которые существуют как неизменные реальности для разума, но которые предстают только явлениями, неправильно представляющими множественную Реальность, для божественного космического Сознания, скрытого позади оболочки разума. Как следствие, мир кажется столкновением противостоящих истин, каждая из которых стремится исполнить себя, имеет право на исполнение, и поэтому мир кажется скопищем проблем и тайн, требующих разрешения, поскольку за всей этой мешаниной присутствует скрытая Истина и единство, проталкивающие с этим решением свою собственную манифестацию в мире.

Это решение должно быть найдено разумом, но не только им; это решение должно найтись в Жизни, в акте бытия, как и в сознании бытия. сознание как Сила создало мировое движение со всеми его проблемами; сознание как Сила и должно решить эти проблемы и привести мировое движение к неизбежному исполнению его тайного смысла и развивающейся Истины. Но эта Жизнь принимала последовательно три обличия. Первое -- материальное -погруженное сознание сокрыто в своем собственном поверхностно выраженном действии и формах, представляющих силу; ибо само сознание исчезает из вида в действии и теряется в форме. Второе -- витальное -- всплывающее сознание полу-представлено мощью жизни и процессом роста, деятельности и заката формы, полу-освобождено из своего первозданного заключения, оно должно завибрировать в мощи, задрожать как витальная страсть и удовлетворение или отвращение, но поначалу оно вовсе не такое и затем только постепенно несовершенно начинает вибрировать в свете как знании собственного само-существования, так и своего окружения. Третье -- ментальное -- всплывшее сознание отражает факт жизни в ментальном смысле как откликающееся восприятие и идея, в то время как сама ментальная идея стремится в качестве новой идеи стать фактом жизни, модифицирует внутреннее существование и пытается приспособить к себе внешнее. Здесь, в разуме, сознание высвобождено из своего заключения в акте и форме собственной силы; но оно еще не стало господином действия и формы, поскольку всплыло как индивидуальное сознание и поэтому осознает только фрагментарное движение собственной тотальной деятельности.

Узел проблемы человеческой жизни здесь. Человек -- ментальное существо, его ментальное сознание работает как ментальная сила, и человек осознает себя частью вселенской силы и жизни, но поскольку не обладает знанием своей универсальности или даже тотальности собственного бытия, то неспособен иметь дело ни с жизнью вообще, ни с собственной жизнью в подлинно действенном и победоносном движении мастерства. Он стремится познать Материю, чтобы стать господином материального окружения, стремится познать Жизнь, чтобы стать господином витального существования, стремится познать Разум, чтобы стать господином великого тусклого движения ментальности, в котором он предстоит не только пучком света само-знания подобно животному, но также все более и более становится пленником растущего знания. Так человек стремится узнать себя, чтобы стать господином себя и знать мир, чтобы стать властелином мира. Это побуждение Существования в нем, необходимость Сознания, которое он представляет, это толчок Силы, отражающийся в его жизни, тайная воля Сатчитананды, появляющаяся в качестве индивида в мире, где Он выражает Себя и в то же время кажется, что и отрицает Самого Себя. Найти условия, при которых удовлетворяется этот толчок -- вот та проблема, которую человек всегда должен стремиться разрешить, и к этому он понуждается самой природой собственного существования и Божеством, расположенным в нем; и пока проблема не будет решена, побуждение удовлетворено, человеческая раса не сможет успокоиться, отойти от своей работы. Либо человек должен исполнить себя, удовлетворив Божественное в себе, либо он должен произвести новое более величественное существо, более способное на это удовлетворение. Человек либо сам должен стать божественным, либо уступить место сверхчеловеку.

Это вытекает из самой логики вещей, поскольку раз уж ментальное сознание человека является не полностью освещенным сознанием, полностью освободившимся от затемнения Материей, а только промежуточным членом в цепи великого возникновения, то линия эволюционного создания, в котором появился человек, не может остановиться на человеке, а должна идти либо за пределы теперешнего термина в человеке, либо за пределы его самого, если у него нет сил идти дальше. Ментальная идея, силящаяся стать фактом жизни, должна идти дальше до тех пор, пока не станет целостной Истиной существования, освобождающей себя из своей обертки, не станет открытой и последовательно исполненной в свете сознания и радостно исполненной в мощи; ибо в этих двух терминах мощи и света и через них Существование проявляет себя, поскольку существование по своей природе суть Сознание и Сила: но третий термин, в котором эти две составляющие встречаются, становятся одним и окончательно исполненным, есть Восторг само-существования. Для эволюционирующей жизни, подобной нашей, эта неизбежная кульминация должна с необходимостью подразумевать нахождение "я", что содержалось в семени собственного рождения, а также подразумевать полную выработку потенциальностей, заложенных в движении Силы Сознания из которой берет начало эта жизнь. Потенциальность, так содержащаяся в нашем человеческом существовании -- это Сатчитананда, реализующая себя в определенной гармонии и объединении индивидуальной жизни и вселенской, так что человечество выразит в общем сознании, общем движении силы, общем восторге трансцендентное Нечто, которое бросило себя в эту форму вещей.

Вся жизнь по своей природе зависит от фундаментального состояния собственного составляющего сознания; ибо чем Сознание является, тем Сила будет. Где Сознание бесконечно, одно, трансцендентно, как сознание Сатчитананды, в своих актах и формах, даже пока охватывая и наполняя, там же и такой же будет и Сила -- бесконечной в своем охвате, одной в своих работах, трансцендентной в своей мощи и само-знании. Где же Сознание подобно сознанию материальной Природы, погруженное, само-забывшее, плывущее по течению собственной Силы, не зная ее, даже если по самой природе вечной связи между двумя терминами это сознание на самом деле определяет то течение, по которому оно плывет, там же и такой же будет и Сила: она будет уродливым движением Инерции и Несознания, не осознающим то, что она содержит, она будет казаться механическим исполнителем самой себя, исполняющейся в неумолимом случае, при неизбежно счастливом стечении обстоятельств, даже если на самом деле она безошибочно следует закону Справедливости и Истины, закрепленному волей небесного Сознания-Бытия, сокрытого в ее движении. Там, где Сознание поделено в себе, как в разуме, ограничившимся в многочисленных центрах, каждый из которых подвигается к тому, чтобы исполнить себя, но не зная содержимого других центров и о своей связи с этими центрами, как в Разуме, знающем вещи и силы в их кажущемся разделении и противопоставлении друг другу, но не в их настоящем единстве, там же и такой же будет и Сила: это будет жизнь, подобная нашей и подобная той, что нас окружает; она будет столкновением и сплетением индивидуальных жизней, каждая из которых ищет собственного исполнения, не зная связи с другими, будет конфликтом и трудным приспособлением разделенных и противоречащих или разделяющих сил, и в ментальности она будет смешением, стычкой, упорной борьбой и непрочной комбинацией отдельных и противостоящих или расходящихся идей, которые не могут признать необходимости друг друга или найти свое настоящее место в качестве элементов того единства, которое само-выражается через них, находясь за ними, и в котором их разногласие должно исчезнуть. Но там, где Сознание обладает как разнообразием, так и единством, причем последнее содержит предыдущее и управляет им, где оно одновременно осведомлено о Законе, Истине и Праве Всего и о Законе, Истине и Праве индивидуального, и эти два начала становятся сознательно гармонизированными во взаимном единстве, где целостная природа Сознания -- это одно, знающее себя как Множество, и Множество, знающее себя как одно, там Сила будет той же природы: она станет Жизнью, которая сознательно подчиняется закону единства и все же исполняет каждую вещь в разнообразии соответственно ее правилу и назначению; она будет жизнью, в которой все индивиды живут одновременно в себе и других, как одно сознательное Бытие во многих душах, одна мощь Сознания во многих разумах, одна радость Силы, работающей во многих жизнях, одна реальность Восторга, исполняющая себя во многих сердцах и телах.

Первое из этих четырех положений, источник всей этой последовательной связи между Сознанием и Силой есть состояние в бытии Сатчитананды, где они составляют одно; ибо там Сила есть сознание бытия, вырабатывающая себя, не переставая быть сознанием, и Сознание, аналогично, есть светлая Сила бытия, вечно осознающая себя и свой собственный Восторг и никогда не прекращающая быть этой мощью полного света и само-обладания. Второе отношение -- отношение материальной Природы; это положение бытия в материальной вселенной, являющееся великим отрицанием Сатчитананды Им Самим: ибо здесь присутствует крайнее кажущееся отделение Силы от Сознания, обманчивый мираж все-управляющего и непогрешимого Несознания, являющегося только маской, но которую современное знание ошибочно принимает за настоящее лицо космического Божества. Третье отношение --- положение бытия в Разуме и Жизни, которое мы видим всплывающим из этого отрицания, сбитым с толку этим отрицанием, борющимся -- без какой-либо возможности остановки под подчинением, но также и без ясного знания или чутья победоносного решения -- против тысячи и одной проблемы, вовлеченной в этом ошеломляющем явлении человека, полу-могущественного сознательного существа, появившегося из всемогущественного Несознания материальной вселенной. Четвертое отношение -- положение бытия в сверхразуме: это исполненное существование, которое будет окончательно решать всю эту сложную проблему, созданную частичным утверждением, возникающим из полного отрицания; и должно требоваться решить ее только одним возможным способом, посредством полного утверждения, исполняющего все то, что было там тайно заложено в потенциальности и подразумевается в самом факте эволюции, за маской великого отрицания. Это и есть настоящая жизнь настоящего человека, к которой эта частичная жизнь и частичное неисполненное человечество стремится с совершенным знанием и водительством в так называемом Несознании внутри нас, но в наших сознательных частях -- только с туманным силящимся предвидением, с фрагментами реализации, с проблесками идеала, со вспышками откровения и вдохновения в поэте и пророке, провидце и трансценденталисте, мистике и мыслителе, в великих интеллектуалах и великих душах человечества.

Из тех данных, что имеем перед собой, мы можем увидеть, что трудностей, возникающих из-за несовершенного положения Сознания и Силы в человеке в его теперешнем статусе разума и жизни, всего три. Во-первых, человек осознает только малую часть собственного существа: его поверхностная ментальность, его поверхностная жизнь, его поверхностное физическое существо -- это все, что он знает, и он даже не знает всего об этом; ниже лежит оккультное море его подсознательного и сублиминального разума, его подсознательных и сублиминальных жизне-импульсов, его подсознательная материальность, вся та большая его часть, которую он не знает и которой не может управлять, а которая скорее сама знает его и управляет им, ибо, поскольку существование, сознание и сила -- суть одно, мы можем обладать реальной мощью лишь над той частью нашего существования, с которой мы отождествляемся благодаря само-осознанию; остальное должно управляться собственным сознанием, являющимся сублиминальным по отношению к нашему поверхностному разуму, жизни и телу. И все же эти два движения -- суть одно движение, а не два раздельных, и поэтому большая и более мощная часть должна определять в своей массе меньшую и менее могущественную; поэтому мы управляемы подсознательным и сублиминальным даже в нашем сознательном существовании, и в самом нашем само-господстве и само-направлении мы являемся только инструментами того, что кажется нам Бессознательным в нас.

Вот что имеется в виду в словах древней мудрости, говорящей, что человек воображает себя делателем работы благодаря своей свободной воле, но в действительности Природа определяет всю его работу, и даже мудрецы принуждаемы следовать своей собственной Природе. Но поскольку Природа является созидательной силой сознания Бытия внутри нас. Бытия, сокрытого Его собственным обратным движением и кажущимся отрицанием Себя, то мудрецы назвали это обратное созидательное движение Его сознания Майей или мощью иллюзии Господа, и эти мудрецы говорят, что все существование приводится в движение подобно машине посредством Его Майи при помощи Господина, сидящего в сердце всех существований. Тогда, очевидно, что только человек, расширивший разум до такой степени, чтобы объединиться в само-осознании с Господом, только такой человек может стать господином собственного существа. И поскольку это объединение невозможно в несознании или в самом подсознательном, поскольку невозможно извлечь пользу, погрузившись назад в глубины Несознания, то объединения можно достичь лишь благодаря уходу вовнутрь, где расположен Господь, и благодаря подъему в то, что все еще сверхсознательно для нас, в Сверхразум. Ибо сознательное знание лежит в высшей божественной Майе, в ее законе и истине, в том, что работает в подсознательном при помощи низшей Майи при условиях Отрицания, которое стремится стать Утверждением. Ибо эта низшая Природа вырабатывает то, что желаемо и известно в той высшей Природе. Иллюзия-Мощь божественного знания в мире, что творит видимости, управляема Истиной- Мощью того же самого знания, которое знает истину за видимостями и держит в готовности для нас Утверждение, к которому мы работаем. Частичный и кажущийся Человек, такой, каким он предстоит здесь, станет там совершенным и настоящим Человеком, способным на полностью само-осознанное бытие благодаря своему полному единству с тем Само -существующим, которое является всеведающим господином Его собственной космической эволюции и космического шествия.

Второй трудностью является то, что человек в своем разуме, в своей жизни, в своем теле отделен от вселенского, 'и поэтому, не зная себя, он равным образом, и даже более, не в состоянии познать своих собратьев. При помощи выводов, теорий, наблюдений и определенной несовершенной способности к симпатии он струит грубые ментальные конструкции, касающиеся их; но это не знание. Знание может придти только при сознательном отождествлении, ибо только это является истинным знанием -- существование, знающее о себе. Мы знаем, чем являемся, лишь настолько, насколько сознательно осознаем себя, остальное сокрыто; точно также мы можем по-настоящему узнать то, с чем мы становимся одним в сознании, лишь настолько, насколько мы можем стать одним с ним. Если средства познания косвенны и несовершенны, то и достигнутое знание будет также косвенным и несовершенным. Они будут давать нам возможность работать только с сомнительной топорностью, но все же совершенно достаточно с нашей ментальной точки зрения для определенных практических целей, необходимостей, удобства, определенной несовершенной и ненадежной гармонии наших связей с тем, что мы знаем; но только благодаря сознательному единству можем мы достичь совершенных связей. Поэтому мы должны достичь сознательного единства с нашими собратьями и не просто в симпатии, порожденной любовью или в понимании, созданным ментальным знанием, которое всегда будет знанием поверхностного существования, а потому несовершенным знанием, подверженным отрицанию и расстройству при наплыве неизвестного, знанием, которому не подчинено подсознательное и сублиминальное. Однако сознательное тождество может быть установлено только при входе в то, в чем мы одни с нашими собратьями, в универсальном; и полнота универсального сознательно существует только в том, что сверхсознательно по отношению к нам, в Сверхразуме; ибо здесь в Нашем обычном существе большая часть этой полноты подсознательна, и поэтому в этом обычном положении разума, жизни и тела ею невозможно обладать. Низшая сознательная природа сдерживается снизу эго во всей его деятельности, втройне прикована к столбу разделенной индивидуальности. только сверхразум распоряжается единством в многообразии.

Третья трудность -- разделение между силой и сознанием в эволюционном существовании. Во-первых, существует деление, которое было создано самой эволюцией в трех последовательных образованиях Материи, Жизни и Разума, каждое из которых имеет свой собственный закон работы. Жизнь находится в состоянии войны с телом; она пытается принудить его удовлетворить своим желаниям, импульсам, потребностям и требует из его ограниченной способности того, что возможно только в бессмертном и божественном теле; и тело, порабощенное и понукаемое сверху, страдает и постоянно находится в состоянии немого протеста против требований, предъявляемых Жизнью. Разум находится в состоянии войны как с тем, так и другим: иногда он помогает Жизни в борьбе с Телом, иногда сдерживает витальное побуждение и стремится защитить телесную конструкцию от жизненных желаний, страстей и кипения энергии; он также стремится обладать Жизнью и обращает ее энергию на собственные цели, к величайшему удовольствию активности разума, к удовлетворению ментальных, эстетических, эмоциональных целей и их исполнению в человеческом существовании, и Жизнь также оказывается порабощенной и часто восстает невежественного полу-мудрого тирана, сидящего над ней. Эта война между членами, война, примирить которую разум не в силах, поскольку должен иметь дело с проблемой, которую не способен разрешить -- стремление бессмертного существа в смертной жизни и теле. Разум может достичь только длинной цепочки компромиссов или уходит от проблемы, согласившись либо с материалистической идеей смертности нашего видимого существа, либо с аскетом и религиозно верующим человеком, отвергнув и осудив земную жизнь и отойдя в более счастливое и более легкое поле существования. Но истинное решение лежит в открытии принципа выше Разума, законом которого является Бессмертие, и в покорении с его помощью принципа смертности нашего существования.

Но существует также фундаментальное внутренне разделение между силой Природы и сознательным существом -- первозданная причина неспособности. Существует не только разделение между ментальным, витальным и физическим существом, но каждое из них находится в разладе с самим собой. Тело обладает меньшей способностью, чем способность инстинктивной души или сознательного существа, физического Пуруши внутри него; витальная сила обладает меньшей возможностью, чем возможность импульсивной души, витального сознательного существа или Пуруши внутри этой силы; способность ментальной энергии ниже, чем способность интеллектуальной и эмоциональной души, ментального Пуруши. Ибо душа есть внутреннее сознание, что устремляется к собственной полной само-реализации и потому всегда не вмещается в индивидуальную формацию, занимаемую ею в данный момент; и Сила, занявшая положение в этой формации, всегда движима душою к тому, что ненормально для этого положения, трансцендентно по отношению к нему; так постоянно движимая. Сила испытывает большие затруднения в отклике, а еще большие -- в эволюционировании от теперешней способности к еще большей. Пытаясь исполнить требования тройной души. Сила сбивается с толку и вынуждена выставлять инстинкт против инстинкта, импульс против импульса, эмоцию против эмоции, идею против идеи, удовлетворяя это, отрицая то, затем раскаиваясь и возвращаясь к тому, что она проделала, настраивая, компенсируя, перенастраивая до бесконечности, но не достигая какого-либо принципа единства. И опять же в разуме сознательная-мощь, которая должна гармонизировать и объединять, не только ограничена в своем знании и воле, но сами знание и воля такие разделены и часто находятся в разногласии. Принцип единства лежит выше -- в Сверхразуме: ибо только там существует сознательное единство во всем разнообразии; только там выровнены отношения между знанием и волей, которые находятся в совершенной гармонии; только там Сознание и Сила приходят в божественное равновесие.

Человек, по мере своего развития в само-сознательное и по -настоящему думающее существо, на самом деле начинает осознавать это разногласие и несоответствие в своих частях и стремится достичь гармонии разума, жизни и тела, гармонии своего знания, воли и эмоций, гармонии всех своих составляющих. Иногда это желание пропадает с достижением некоторого выработанного компромисса, который приносит человеку относительный покой; но компромисс может быть только остановкой в пути, поскольку Рожество внутри не может окончательно удовлетвориться до тех пор, пока не будет достигнута совершенная гармония, комбинирующая в себе интегральное развитие наших многосторонних потенциальностей. Достижение лишь чего-то меньшего будет уклонением от проблемы, а не ее решением, либо только временным решением, предоставляющим душе передышку в ее непрерывном само-расширении и подъеме. Такая совершенная гармония непременно потребует совершенной ментальности, совершенной игры витальной силы, совершенного физического существования. Но где же в коренном несовершенстве найдем мы принцип и мощь совершенства? Разум, берущий корни из разделения и ограничения, не может дать его нам, а также это не под силу жизни и телу, являющимся энергией и оболочкой разделяющего и ограничивающего разума. Принцип и мощь совершенства присутствуют в подсознательном, но обернуты в оболочку или покров нижней Майи, немое предчувствие, возникающее как нереализованный идеал; в сверхсознательном они ожидают открытыми, полностью реализованными, но все еще отделенными от нас вуалью нашего само-неведения. Это выше, и следовательно, мы должны искать примиряющую мощь и знание не в нашем теперешнем состоянии, ни ниже него.

Равным образом, человек по мере развития начинает тонко осознавать разногласие и неведение, которые управляют его связями с миром, резко не согласен с ними и все более и более нацеливается на поиски принципа гармонии, мира, радости и единства. Ибо только путем развития разума, который будет иметь знание разума других так же, как и себя, будет свободным от нашего взаимного неведения и непонимания, путем развития воли, которая чувствует другие воли и способна объединиться с ними, путем развития эмоционального сердца, которое содержит эмоции других, как свои собственные, путем развития жизне-силы, которая ощущает энергии других, принимает их за собственные и стремится исполнить их как свои. и путем развития тела, которое перестает быть стенами заключения и защиты от мира, только благодаря тому, что все это будет подставлено под закон Света и Истины, будут преодолены все искажения и ошибки, громада греха и лжи наших разумов, воль, эмоций, жизне-энергий -- только так жизнь человека может духовно и практически объединиться с жизнью его собратьев, и индивид возвратится к своему собственному вселенскому "я". Подсознательное обладает этой жизнью Всего, и сверхсознательное также обладает этим, но в условиях, которые предопределяют наше движение наверх. Ибо не к Божеству, сокрытому "подсознательным океаном, где тьма окружена тьмою" 1, а к Бегству, сидящему в море вечного света ("Воды, что находятся в царстве света выше Солнца и те, что остаются верными внизу 2, к высочайшему эфиру нашего бытия, придан первозданный толчок, что пронес эволюционируюшую душу вверх до человеческого состояния.

Поэтому если раса не скатится к обочине и не оставит победу другим новым созданиям, принадлежащим Матери, настойчиво стремящейся выполнить тяжелую работу [of the eager travailing Mother], то человечество должно устремиться к этому восхождению, сопровождая его любовью, ментальным озарением и витальным зовом к обладанию и самоотдаче, однако будет вестись за пределы всего этого к супраментальному единству, которое все это превосходит и исполняет; человечество должно искать своего конечного блага и освобождения в основании своей жизни на супраментальной реализации космического единства с Одним и со всем в нашем существе и во всех его членах. И именно это мы описывали как четвертый статус Жизни в ее подъеме к Божеству.

1. Риг Веда, X. 129.3.

2. Those which abide below -- Риг Веда, III.22.3

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ