На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V 

Шри Ауробиндо
ОСНОВЫ ЙОГИ

V. ФИЗИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – СОН и СНОВИДЕНИЯ - БОЛЕЗНЬ

Нашей целью является супраментальная реализация, и мы должны делать все, что необходимо для этого, в условиях каждой стадии. Сейчас необходимо подготовить физическое сознание; для этого должна быть установлена полная ровность, мир и покой и полное посвящение, свободное от личного требования или желания в физическом и в низших витальных частях. Другое может придти в надлежащее время. То, что требуется сейчас, это не настояние на физической близости, что относится к одной из тех других вещей, а психическое раскрытие в физическом сознании и постоянное присутствие и руководство там.

*

То, что вы описываете, это материальное сознание; оно, главным образом, подсознательное, а сознательная его часть механическая, она инертно движется привычками или силами низшей природы. Всегда повторяя одни и те же неразумные и неосвещенные движения, оно прикреплено к рутине и к установившемуся порядку того, что уже существует, не желая меняться, не желая воспринимать Свет или подчиняться высшей Силе. А если оно и желает, то оно не способно делать это. А если и способно, то обращает действие, данное ему Светом или Силой в новую механическую рутину и таким путем выводит из него всю душу и жизнь. Оно темное, глупое, ленивое, полно неведения и инерции, тьмы и медлительности тамаса.

Целью нашей йоги является именно это материальное сознание, в которое мы стремимся ввести сначала высший (божественный или духовный) Свет и Силу и Ананду, а затем супраментальную Истину.

*

Вы начали осознавать наиболее физическое сознание; оно таково почти во всех: когда погружаешься полностью или частично в него, чувствуешь его подобным животному, либо темным и беспокойным, либо инертным и глупым и, в любом случае, не открытым к Божественному. Оно может фундаментально измениться только путем привнесения Силы и высшего сознания в него. Когда эти вещи показывают себя, не беспокойтесь из-за их появления, но понимайте, что они показались для того, чтобы быть измененными.

Здесь, как и везде, прежде всего требуется покой; чтобы удерживать сознание спокойным, не позволяйте ему возбуждаться и приходить в смятение. Затем, в тишине, призывайте Силу, чтобы прояснить всю эту темноту и изменить ее.

*

"На милости у внешних звуков и внешних телесных ощущений", "нет контроля, чтобы отстранить обычное сознание по воле", "целостная тенденция существа — прочь от йоги" — все это, несомненно, относится к физическому разуму и физическому сознанию, когда они изолируются, как обычно, и занимают весь фронт, отталкивая все остальное на задний план. Когда часть существа привносится вперед, чтобы работать к изменению этого, обычно происходит все-захватывающее всплытие, доминирующая активность именно этой физической части, как если бы существовала только она, и, к сожалению, сразу же поднимается, упрямо держится и возвращается именно то, что надо изменить — нежелательные состояния, трудности той части. В физическом поднимается инерция, темнота, неспособность и их упрямство. Единственное, что надо делать в этой неприятной фазе — это быть более упорным, чем физическая инерция, и продолжать настаивать на фиксированном усилии — в ровном упорстве без какой-либо беспокойной борьбы — чтобы добиться широкой и постоянной открытости даже в этой твердой скале заграждения.

*

Эти вариации в сознании в течение дня являются вещью, общей почти для всех в садхане. Принцип колебания, передышки, возвращения к обычному или прошлому низкому состоянию из более высокого состояния, которое переживалось, но еще не стало совершенно стабильным, становится очень сильным и выраженным, когда работа в садхане подходит к физическому сознанию. Ведь в физической природе есть инерция, которая не так-то легко позволяет оставаться интенсивности, свойственной более высокому сознанию, — физическое всегда отступает к чему-то более обычному и привычному; высшее сознание и его сила должны долго работать и приходить снова и снова, прежде чем они смогут стать постоянными и обычными в физической природе. Не беспокойтесь и не обескураживайтесь из-за этих вариаций или задержки, сколь бы длительной или утомительной она ни была; заботьтесь только о том, чтобы всегда быть спокойным и открытым, насколько возможно, высшей Силе, не позволяя никакому действительно враждебному состоянию завладеть вами. Если нет враждебной воли, тогда все, что вы переживаете, это только упорство несовершенств, которых у всех хватает в избытке; Сила должна истощить и устранить это несовершенство и упорство, но для этого требуется время.

*

Вы не должны позволять себе обескураживаться из-за какого-либо упорства движений низшей витальной природы. Некоторые из этих движений всегда упорствуют и возвращаются до тех пор, пока вся физическая природа не будет изменена путем трансформации наиболее материального сознания; до тех пор их давление возвращается — иногда с возрождающейся силой, иногда тупее — как механическая привычка. Уберите из них всю жизненную силу, отказывая им в каком-либо ментальном или витальном согласии; тогда механическая привычка лишится сил воздействовать на мысли и действия и, в конечном счете, исчезнет.

*

Муладхара — это центр, присущий физическому сознанию, и все ниже него в теле является полнейшим физическим, которое по мере дальнейшего спуска становится все более подсознательным, но настоящее местонахождение подсознательного - ниже уровня тела, подобно тому, как настоящее местонахождения высшего сознательного (сверхсознательного) - выше тела. В то же самое время, подсознательное может чувствоваться где угодно, чувствоваться как нечто, происходящее ниже движения сознания и, тем или иным образом, поддерживающее его снизу или же тянущее сознание вниз, к себе. Подсознательное является главной опорой всех привычных движений, в особенности, физического и низшего витальных движений. Когда что-то выбрасывается из витального или физического, оно, чаще всего, спускается в подсознательное и остается там как бы в семени, готовым снова всплыть в благоприятный для него момент. Вот причина того, почему так трудно избавиться от привычных витальных движений или изменить характер; ведь, поддержанные или обновленные из этого источника, сохраненные в этой матрице, ваши витальные движения, даже подавленные или сдержанные, снова поднимаются или возобновляются. Действие подсознательного иррациональное, механическое, повторяющееся. Оно не слушается рассудка или ментальной воли. И только путем привнесения в него высшего Света и Силы можно его изменить.

*

Подсознательное как индивидуально, так и универсально подобно всем прочим основным составляющим Природы. Но есть различные части или планы подсознательного. Все на земле основано на Несознательном, как его называют, хотя на самом деле это вовсе не несознательное, а скорее полное "под"-сознание, подавленное или вовлеченное сознание, в котором есть все, но ничто не сформулировано или выражено. Подсознательное лежит между этим Несознательным и сознательным разумом, жизнью и телом. Оно содержит потенциальность всех примитивных реакций на жизнь, которые пробиваются к поверхности из тупых и инертных прядей Материи и путем постоянного развития формируют медленно развивающееся и само-формулирующееся сознание; оно содержит их не в качестве идей, восприятий или сознательных реакций, а в качестве текущей субстанции этих вещей. И также все, что сознательно переживается, топится в подсознательном, но не в качестве точных, хотя и погруженных воспоминаний, а в качестве смутных, но все же упрямых впечатлений от переживания, и они могут в любое время всплыть в качестве сновидений, в качестве механического повторения прошлых мыслей, чувств, действий и т.п., в качестве "комплексов", вмешивающихся в действие и т.д. и т.п. Подсознательное является главной причиной того, почему все вещи повторяются и ничто никогда не меняется, кроме как в видимости. В нем также причина того, почему люди говорят, что характер невозможно изменить, и причина постоянного возвращения вещей, от которых, как вы надеялись, вы избавились навсегда. Там все семена, как и все Санскары разума, витала и тела, — это главная опора смерти и болезни и последняя крепость (кажущаяся неприступной) Неведения. Все, что было подавлено, но не выведено полностью, погружается туда и остается как семя, готовое подняться и дать ростки в любой момент.

*

Это под-сознание составляет эволюционный базис в нас, это не вся наша скрытая природа и не весь исток того, чем мы являемся. Но вещи могут подниматься из подсознательного и обретать форму в сознательных частях; очень многое из наших малейших витальных и физических инстинктов, движений, привычек, характерных форм берет начало из подсознательного.

Есть три оккультных источника нашего действия — это сверхсознательное, сублиминальное и подсознательное, но мы не контролируем ни один из них, и даже не догадываемся об их существовании. То, что мы осознаем, это поверхностное существо, которое является лишь инструментальным приспособлением. Источником всего является общая Природа, — универсальная Природа, индивидуализирующая себя в каждой личности; ведь эта общая Природа хранит определенные привычки движения, личности, характера, способностей, склонностей, тенденций в нас, и это, будь то сформированное сейчас или до нашего рождения, есть то, что мы обычно называем собой. Немалая доля этого кроется в привычном движении и применении в известных нам сознательных частях на поверхности, но еще большая часть сокрыта в другой, неизвестной троице, находящейся под поверхностью или над ней.

Но то, чем мы являемся на поверхности, это существо, постоянно двигающееся, меняющееся, развивающееся или повторяющееся под воздействием волн общей Природы, приходящих к нам либо непосредственно, либо косвенно через других, через обстоятельства, через разнообразных посредников или через различные каналы. Некоторые из этих волн втекают прямо в сознательные части и действуют там, но наш разум не ведает об их источнике, присваивает их себе и считает их своими собственными; часть этих волн тайно приходит в подсознательное или погружается в него и ждет благоприятной возможности, чтобы подняться на сознательную поверхность; немалая доля этих волн идет в сублиминальное и может в любое время оттуда выйти — или не может, может и оставаться там как неиспользованный материал. Часть волн проходит через поверхностное существо и отвергается им, отбрасывается назад или выбрасывается наружу или разбивается и уходит во вселенское море. Наша природа — это постоянная деятельность сил, поставляемых нам, из которой (или, скорее, из малой части которой) мы делаем то, что хотим или можем. То, что мы делаем, кажется фиксированным и сформированным во благо, но в действительности все это — игра сил, поток, ничего фиксированного или устойчивого; видимость устойчивости придается постоянным повторением и возвращением одних и тех же вибраций и формаций. Вот почему наша природа может быть изменена, несмотря на знаменитое изречение Вивекананды и несмотря на консервативное сопротивление подсознательного, но это трудная работа, поскольку главенствующий образ действий Природы заключен в этом упрямом повторении и возвращении.

Что же касается вещей в нашей природе, отброшенных нами, но возвращающихся, все зависит от того, куда вы их отбросили. Очень часто происходит такой вот процесс. Разум отвергает свои ментальности, витал — свои витальности, физическое — свои физичности, но все это обычно возвращается в соответствующую область общей Природы. Когда такое происходит, все это остается сначала в окружающем сознании, которое мы несем с собой, с помощью которого мы сообщаемся с внешней Природой, и часто все это упорно обрушивается оттуда назад — пока оно так абсолютно не отвергнуто или так далеко не отброшено, что больше не может к нам вернуться. Но когда то, что отвергает думающий и волящий разум, сильно поддерживается виталом, оно действительно покидает разум, но погружается в витал, поднимается оттуда и пытается вторгнуться и снова занять разум и вынудить или захватить наше ментальное принятие. Когда и высший витал — сердце или более широкая витальная динамика — отвергает его, оно погружается еще ниже и находит пристанище в низшем витале с его массой медленных текущих движений, которые составляют нашу повседневную мелочность. Когда и низший витал отвергает это, оно погружается еще ниже — в физическое сознание — и пытается удержаться благодаря инерции или механическому повторению. Выброшенное даже оттуда, оно идет в подсознательное и поднимается в сновидениях, в пассивности, в крайнем тамасе. Несознательное — последнее пристанище Неведения.

Что же касается волн, которые возвращаются из общей Природы, это естественная тенденция низших сил — пытаться увековечить свое действие в индивиде, снова выстроить то, что он разрушил в себе; так что они возвращаются к нему, часто с возросшей силой, даже с громадным неистовством, когда они обнаруживают, что их воздействие отвергнуто. Но они не могут долго упорствовать, раз уж окружающее сознание очищено — если только "Враждебность" не приложила свою руку. Тогда эти волны действительно могут атаковать, но если садхак закрепил свою позицию во внутреннем я, они обязательно откатятся.

Это верно, что мы приносим большую часть нас самих, — или большую часть своих предрасположенностей, тенденций и реакций вселенской Природы, — из прошлых жизней. Наследственность сильно влияет только на внешнее существо; кроме того, не все эффекты наследственности принимаются даже там — только те, которые созвучны тому, чем нам суждено быть или, во всяком случае, те, что не мешают этому.

*

Подсознательное является вещью привычек и воспоминаний, и оно повторяет упорно или всякий раз, когда может, старые подавленные реакции, рефлексы, ментальные, витальные или физические отклики. С помощью более высоких частей существа его надо тренировать оставлять свои старые отклики и принимать новые и истинные.

*

Вы не представляете, сколь большая часть обычного ментального существа живет в подсознательном физическом. Именно там откладываются обычные ментальные и витальные движения, и оттуда они поднимаются в пробужденный разум. Изгнанные из высшего сознания, они находят свое прибежище в этой пещере. Когда им больше не позволяется свободно появляться в пробужденном состоянии, они поднимаются во сне в качестве сновидений. Эти привычные движения перестают существовать только тогда, когда они выгнаны из подсознательного, а сами их семена убиты благодаря освещению этих скрытых слоев. По мере того, как высшее сознание внутренне углубляется, и высший свет нисходит в эти низшие прикрытые части, будут исчезать те вещи, которые сейчас возвращаются к вам подобным образом.

*

Несомненно, можно тянуть силы снизу. Возможно, это скрытые божественные силы снизу поднимаются в ответ на вашу тягу, и тогда это движение вверх завершает движение и усилие божественной силы сверху, особенно помогая ввести ее в тело. Или, возможно, это темные силы снизу отвечают на призывы, и тогда тяга этого рода приносит либо тамас, либо возмущение — иногда большие массы инерции или грандиозный переворот и возмущение.

Низший витал является очень темным планом, и он может быть полностью открыт только тогда, когда другие планы над ним стали широко открыты свету и знанию. Когда концентрируешься на низшем витале без такой более высокой подготовки и без знания, то это подобно впадению во многие путаницы. Это не означает, что переживания этого плана не могут придти раньше или даже в самом начале; они действительно приходят сами собой, он им не следует давать слишком много места.

*

Есть Шакти Йоги, лежащая свернутой или спящей во внутреннем теле, не активная. Когда делаешь йогу, эта сила разворачивается и поднимается вверх, чтобы встретиться с Божественным Сознанием и Силой, ждущими над нами. Когда это происходит, когда поднимается пробужденная Шакти Йоги, она часто ощущается как змея, разворачивающаяся, распрямляющаяся и все выше и выше поднимающаяся. Когда она встречает Божественное Сознание наверху, тогда сила Божественного Сознания может легче спуститься в тело и чувствоваться работающей там с целью изменить природу.

Это ощущение того, что ваше тело и глаза обращены вверх, является частью того же самого движения. Именно внутреннее сознание в теле и внутреннее тонкое зрение в теле смотрят и движутся вверх и пытаются встретить божественное сознание и божественное видение свыше.

*

Если вы спускаетесь в свои низшие части или сферы природы, вы должны заботиться о том, чтобы поддерживать бдительную связь с более высокими уже преобразованными уровнями сознания и привнести через них Свет и Чистоту в эти более низшие еще не преобразованные области. Если нет этой бдительности, тогда вы поглощаетесь в непреобразованном движении низших слоев, что ведет к помрачнению и всяческим неприятностям.

Самый безопасный путь — это оставаться в высшей части существа и оказывать оттуда давление на низшую часть, заставляя ее измениться. Так можно действовать, только надо обрести сноровку и привычку делать это. Если вы обретаете силу делать это, то это делает ваше продвижение более легким, более гладким и менее болезненным.

*

Ваше практикование психоанализа было ошибкой. Оно осложнило, а не облегчило, по крайней мере, на время, работу по очищению. Психоанализ Фрейда — это последнее дело, которое следует связывать с йогой. Он берет некоторую часть, — самую темную, наиболее опасную и нездоровую часть природы, низший витальный подсознательный слой, — изолирует некоторые из его наиболее болезненных явлений и приписывает ей и им действие, несоразмерное их настоящей роли в природе. Современная психология — это младенческая наука, одновременно поспешная, неумелая и грубая. Как и во всех младенческих науках, повсеместная привычка человеческого разума — брать частную или локальную истину, незаконно обобщать ее и пытаться объяснить все поле Природы в ее узких терминах — буйно разрастается и здесь. Более того, преувеличенное значение подавленных сексуальных комплексов является опасной ложью, которая может иметь пагубное влияние и которая стремится сделать разум и витал менее, а не более чистым, чем прежде.

Верно, что сублиминальное составляет самую большую часть природы человека и несет в себе тайну невидимой динамики, которая объясняет его поверхностную деятельность. Но низшее витальное подсознательное, составляющее все, на что претендует психоанализ Фрейда, хотя даже в этой области он знает только некоторые плохо-освещенные уголки, — это не более чем ограниченная и самая низшая часть сублиминального целого. Сублиминальное я стоит позади и поддерживает всего поверхностного человека; оно имеет в себе больший и более действенный разум за поверхностным разумом, большее и более мощное витальное за поверхностным виталом, более тонкое и более свободное физическое сознание за поверхностным телесным существованием. И над ними оно открывается к более высоким сверхсознательным диапазонам, как и под ними — низшим подсознательным областям. Если хочешь очистить и трансформировать природу, надо подняться как раз к мощи этих высших диапазонов и изменить с их помощью как сублиминальное, так и поверхностное существо. Даже это следует делать осторожно, не преждевременно или поспешно, следуя высшему руководству, всегда сохраняя правильную позицию; ведь иначе притянута вниз сила может оказаться слишком сильной для темного и слабого природного каркаса. Но начинать с открытия низшего подсознательного, рискуя поднять в нем все грязное или темное — это прямая дорога навлечь неприятности. Прежде всего, следует сделать высший разум и витал сильными и прочными и полными света и шири и покоя свыше; затем можно будет открыть подсознательное или даже нырнуть в него с большей безопасностью и некоторым шансом на скорое и успешное изменение.

Система избавления с помощью anubhava также может быть опасной; ведь на этом пути можно легко угодить в ловушку вместо того, чтобы достичь свободы. Этот метод основан на двух хорошо известных психологических мотивах. Первый, мотив умышленного истощения, обоснован только в некоторых случаях, особенно когда некоторая природная тенденция имеет слишком сильную хватку или слишком сильное побуждение, чтобы от нее можно было избавиться с помощью vicara или путем отвержения и замены на истинное движение; когда таких тенденций в избытке, садхак иногда даже должен отходить к обычному действию обычной жизни, получать истинное переживание с новым разумом и волей, а затем, когда препятствие устранено или готово к устранению, возвращаться к духовной жизни. Но этот метод умышленного потакания всегда опасен, хотя иногда неизбежен. Он успешен только в том случае, когда в существе есть очень сильная воля к реализации; ведь тогда попустительство приносит сильное разочарование, vairagya, и воля к совершенству может быть спущена в непокорную часть природы.

Другой мотив anubhava имеет более широкую применимость; ведь чтобы отвергнуть что-то от существа, надо сначала осознать это, иметь ясное внутреннее переживание его действия и открыть его настоящее место в работах природы. Затем можно работать над этим движением, чтобы устранить его, если оно совершенно неправильное, либо чтобы трансформировать его, если оно является лишь деградацией более высокого и истинного движения. Именно это или что-то подобное этому пытается сделать психоанализ, но делает он это грубо и неподходящим образом, с зачаточным и недостаточным знанием. Действительно неизбежен процесс подъема низших движений в полный свет сознания, чтобы знать эти движения и иметь с ними дело; ведь без этого не может быть полного изменения. Но по-настоящему преуспеть в этом можно только тогда, когда высший свет и сила уже достаточно работают, чтобы рано или поздно преодолеть силу тенденции, которая выставлена для изменения. Многие, под предлогом anubhava, не только поднимают враждебное движение, но и поддерживают его своим согласием вместо того, чтобы отвергать его, находят оправдания для его продолжения или повторения, и так продолжают играть с ним, потворствуя его возвращению, увековечивая его; впоследствии, когда они хотят избавиться от него, они обнаруживают, что оно настолько укоренилось, что они ощущают себя беспомощными в его лапах, и только ужасная борьба или вмешательство божественной милости могут освободить их. Некоторые делают это из-за витального изгиба или извращенности, другие — по дремучему неведению, но в йоге, как и в жизни, неведение не принимается Природой в качестве оправдания. Эта опасность есть при любых неподходящих обращениях с невежественными частями природы; но нет ничего более невежественного, более опасного, более неразумного и упрямого в возвращении, чем низшее витальное подсознательное и его движения. Преждевременно или неправильно поднять его для anubhava — означает залить и сознательные части его темным и грязным веществом и таким образом отравить всю витальную и даже ментальную природу. Поэтому всегда следует начинать с позитивного, а не негативного переживания, путем привнесения вниз нечто от божественной природы, спокойствия, света, самообладания, чистоты, божественной силы в те части сознательного существа, которые надо изменить; только когда это в достаточной степени проделано, и есть прочный позитивный базис, тогда становится безопасным поднимать сокрытые подсознательные враждебные элементы, чтобы разрушить и уничтожить их силой божественного покоя, света, силы и знания. Но даже и в этом случае будет достаточно низшего вещества, поднимающегося самого по себе, чтобы дать вам столько anubhava, сколько нужно, чтобы избавиться от препятствий; но тогда с ними можно иметь дело с гораздо меньшей опасностью и под более высоким интегральном руководством.

*

Мне трудно вообще воспринимать всерьез этих психоаналитиков, когда они пытаются тщательно исследовать духовное переживание в мерцающем свете своих факелов — вероятно, так и следует к ним относиться, ведь полузнание является довольно мощной штукой и может стать большим препятствием на пути прихода настоящей Истины. Эта новая психология очень напоминает мне детей, разучивающих основы не совсем адекватной азбуки и ликующих по поводу сложения а-б-в-г-д подсознательного и загадочно подземного супер-эго и воображающих, что их первая книга смутных начал (ма-ма - это мама, мы-ла — мыла, ра-му — раму) является самой сердцевиной настоящего знания. Она смотрит снизу вверх и объясняет более высокий свет низшей затемненностью; но фундамент этих вещей — вверху, а не внизу, upari budhna esam. Сверхсознательное, а не подсознательное, является настоящей основой вещей. Значение лотоса не отыскивается при анализе секретов грязи, из которой он произрастает; его секрет должен быть найден в небесном прототипе лотоса, который вечно цветет в Свете свыше. Кроме того, само-избранное поле этих психологов бедное, темное и ограниченное; вы должны знать целое, прежде чем вы сможете узнать часть, и высочайшее — прежде чем вы сможете по-настоящему понять самое низкое. Таково обещание большей психологии, ожидающей своего часа, перед которой растворятся все эти бедные поиски на ощупь и превратятся в ничто.

*

Сон, из-за своего подсознательного базиса, обычно приводит к падению на более низкий уровень, если только это не сознательный сон; сделать сон все более и более сознательным — это единственное верное средство: но пока это не достигнуто, следует всегда противодействовать этой топящей тенденции и не позволять накапливаться эффекту тупых ночей. Но все это всегда требует постоянного усилия и дисциплины и должно занимать время, иногда — долгое время. Не следует отказываться от усилия из-за того, что не видно непосредственного результата.

*

Ночью сознание почти всегда опускается ниже того уровня, что бы достигнут в ходе садханы в пробужденном сознании, пока нет особых переживаний поднимающего характера во время сна или пока приобретенное йогическое сознание не становится столь сильным в самом физическом, чтобы противодействовать тяге подсознательной инерции. В обычном сне сознание тела — это сознание подсознательного физического, которое является уменьшенным сознанием, не пробужденным и живым как остальная часть существа. Остальная часть существа стоит позади, и часть его сознания уходит в иные планы и регионы имеет переживания, которые отражаются в сновидениях. Вы говорите, что вы ходите в очень плохие места и имеете переживания, подобные тому, о котором вы рассказываете; но это совсем не обязательно является знаком чего-то неправильного в вас. Это означает просто то, что вы, как и все, идете в витальный мир, а в витальном мире полно таких мест и таких переживаний. Вы должны не столько избегать вообще ходить туда, ведь этого нельзя полностью избежать, а идти с полной защитой, пока вы не обретете господство в этих регионах супрафизической Природы. Это одна из причин того, почему перед сном вы должны вспоминать Мать и открываться ее Силе; ведь чем более привычным это станет для вас и чем более успешно вы будете это делать, тем большая защита будет с вами.

*

Не все эти сновидения являются просто сновидениями, не все носят случайный, бессвязный или подсознательный характер. Многие являются записями или копиями переживаний витального плана, в которые вы входите во сне; некоторые являются сценами или событиями тонкого физического плана. Там часто происходят события или совершаются действия, напоминающие события и действия физической жизни с теми же самыми окружающими условиями и с теми же самыми людьми, хотя обычно есть некоторая или значительная разница в расстановке этих условий. Но это может быть и контакт с другими окружающими условиями и другими людьми, не известными в физической жизни или вообще не принадлежащими физическому миру.

В пробужденном состоянии вы сознаете только определенные ограниченное поле и действие своей природы. Во сне вы можете очень живо начать осознавать вещи за пределами этого поля — большую ментальную или витальную природу за пробужденным состоянием или же тонкую физическую или подсознательную природу, которая содержит многое из того, что есть в вас, но не отчетливо активно в пробужденном состоянии. Все же эти темные тракты должны быть расчищены, иначе не может быть никакого изменения Пракрити. Вам не следует позволять себе быть затронутым гнетом витальных или подсознательных снов — ведь эти два вида снов составляют большую часть переживаний во сне — а устремляться к тому, чтобы избавиться от этих вещей и от активностей, на которые они указывают, быть сознательным и отвергать все, кроме божественной Истины; чем больше вы обретаете этой Истины и цепляетесь за нее в пробужденном состоянии, отвергая все прочее, тем больше будет поясняться это вещество низших сновидений.

*

Сны, которые вы описываете, — это, несомненно, символические сны витального плана. Эти сны могут символизировать все, что угодно: игру сил, лежащую в основании структуру и ткань проделанных или пережитых вещей, действительные или потенциальные события, действительные или потенциальные намечающиеся движения или изменения во внутренней или внешней природе.

Робость, на которое указывало опасение во сне, была, вероятно, не чем-то в сознательном разуме или в высшем витале, а чем-то подсознательным в низшей витальной природе. Эта часть всегда чувствует себя медленной и незначительной и с готовностью поддается страху быть поглощенной большим сознанием — страху, который в некоторых уже при первом контакте может доходить до нечто подобного панике, смятению или ужасу.

*

Сновидения этого рода, совершенно очевидно, являются формациями, какие часто встречаешь на витальном, реже — на ментальном плане. Иногда они являются формациями вашего собственного разума или витала; иногда они являются формациями других умов с точной или модифицированной транскрипцией в вас; иногда приходят и формации, сотворенные нечеловеческими силами или существами других планов. Эти вещи не настоящие в физическом мире, или им не требуется становиться настоящими в физическом мире, но они все еще могут оказывать воздействие на физическое, если они созданы с этой целью или этой тенденцией и, если им позволить, они могут реализовать свои события или свою встречу — ведь, чаще всего, они символические или схематические — во внутренней или внешней жизни. Надлежащее обращение с ними — просто наблюдать и понимать и, если они вышли из враждебного источника, отвергать или разрушать их.

Есть и другие силы, которые не носят тот же самый характер, а являются представлением или транскрипцией того, что действительно происходит на других планах, в иных мирах при других условиях, отличных от наших. Опять же, некоторые сны чисто символические, а некоторые указывают на существующие и склонности в нас, будь то известные пробужденному разуму или необнаруженные им; есть и такие сны, которые эксплуатируют старые воспоминания или же поднимают вещи, либо пассивно запасенные или все еще активные в подсознательном, поднимают массу разнообразного вещества, которое должно быть изменено или от которого надо избавиться по мере того, как поднимаешься в более высокое сознание. Если знаешь, как интерпретировать такие сны, тогда из них можно извлечь массу знания тайн нашей природы и природы других.

*

Это не правильный метод — пытаться бодрствовать по ночам; подавление необходимого сна делает тело тамасическим и непригодным для должной концентрации в бодрствующие часы. Правильный способ — это трансформировать сон, а не подавлять его, и, особенно, учиться, как становиться все более сознательным в самом сне. Если это сделано, тогда сон превращается во внутреннюю моду сознания, в которой садхана может продолжаться как и в бодрствующем состоянии, и в то же время, вы сможете входить на другие планы сознания, отличные от физического, и распоряжаться безмерным диапазоном информативного переживания, которое можно будет затем использовать.

*

Сон нельзя ничем заменить, но его можно изменить; ведь вы можете стать сознательным во сне. Тогда ночь можно будет использовать для более высокой работы — при условии, что тело получает свой должный отдых; ведь цель сна — отдых тела и обновление витально-физической силы. Будет ошибкой отказывать телу в еде и сне, как некоторые хотят делать это, исходя из аскетической идеи или импульса — это только истощит физическую опору и, хотя йогическая или витальная энергия может долго поддерживать работу перенапряженной или клонящейся к упадку физической системы, но неизбежно приходит время, когда эта подпитка становится не такой легкой или вообще возможной. Телу следует давать то, что ему нужно для его собственной эффективной работы. Умеренное, но достаточное питание (без жадности или желания), достаточный сон, но не тяжелого тамасического рода — это должно быть правилом.

*

Описываемый вами сон, в котором есть светлое молчание или же сон, в котором есть Ананда в клетках тела, — это, очевидно, наилучшее состояние. Другие часы, которые вы не сознаете, могут быть периодами глубокой спячки, в которой вы выходите из физического и попадаете на ментальный, витальный и другие планы. Вы говорите, что вы были несознательны, но это могло быть просто из-за того, что вы не помните, что происходило; ведь при возвращении происходит нечто вроде поворота сознания, перехода или обращения, в котором все пережитое во сне, кроме, быть может, самого последнего или самого впечатлительного, стирается в физическом сознании, и все становится как бы пустым. Есть другое пустое состояние, состояние инерции, оно не только пустое, но и тяжелое и непомнящее; но это происходит тогда, когда вы идете глубоко и полностью в подсознательное; это подземное погружение очень нежелательное, затемняющее, опускающее, зачастую утомляющее, а не дающее отдых, оно противоположно светлому молчанию.

*

Это был не полусон, даже не четверть сна или даже одна шестнадцатая часть сна; это был уход внутрь сознания, которое в том состоянии остается сознательным, но закрытым ко внешним вещам и открытым только ко внутреннему переживанию. Вы должны ясно различать эти два совершенно разных состояния: одно — это nidra, другое — начало, по крайней мере, samadhi (не nirvikalpa, конечно же!). Этот уход вовнутрь необходим из-за того, что активный разум человеческого существа поначалу слишком обращен ко внешним вещам; он должен всецело уйти вовнутрь, чтобы жить во внутреннем существе (внутреннем разуме, внутреннем витале, внутреннем физическом, психическом). Но путем тренировки можно достичь той точки, когда остаешься внешне сознательным и все же живешь во внутреннем существе и по воле втягиваешься вовнутрь или разливаешься; тогда вы сможете иметь одну и ту же плотную недвижимость и то же самое вливание большего и более чистого сознания в пробужденном состоянии, как в том состоянии, которое вы ошибочно назвали сном.

*

Физическое усталость в ходе садханы может возникать по разным причинам:

1. Она может возникать из-за того, что вы получаете больше, чем физическое готово усвоить. Тогда лекарством является тихий отдых в сознательной неподвижности, воспринимающей силы, но только с целью восстановления силы и энергии.

2. Она может возникать из-за пассивности, принявшей форму инерции — инерция тянет сознание вниз, к обычному физическому уровню, на котором оно быстро устает и склонно впадать в тамас. Тогда лекарством будет отойти назад в истинное сознание и покоиться там, а не в инерции.

3. Она может возникать из-за простого перенапряжения тела — когда ему недостает сна и отдыха. Тело является опорой йоги, но его энергия не неистощима и требует бережливости; эта энергия может поддерживаться путем привлечения вселенской витальной Силы, но и эта подпитка имеет свои пределы. Определенная умеренность необходима даже в стремлении к прогрессу — умеренность, а не отсутствие интереса или праздность.

*

Болезнь отмечает некоторое несовершенство или слабость, либо открытость ко враждебным касаниям в физической природе и часто также связана с некоторым затемнением или дисгармонией в низшем витале или физическом разуме, либо где-либо еще.

Очень хорошо, если вы можете полностью избавиться от болезни с помощью веры и силы йоги, либо благодаря притоку Божественной Силы. Но очень часто это не вполне возможно, потому что целостная природа не открыта Силе или не способна ответить ей. Разум может иметь веру и отвечать, но низший витал и тело могут и не следовать за ним. Либо, если разум и витал готовы, тело может не отвечать или отвечать только частично, потому что оно имеет привычку откликаться на силы, которые вызывают определенные болезни, а привычка является очень упорствующей силой в материальной части природы. В этом случае можно использовать и физические средства — не как основные средства, а как помощь или материальную опору действию Силе. Следует использовать не сильнодействующие лекарства, а только те, которые оказывают целительное воздействие, не тревожа тело.

*

Приступы болезни являются атаками низшей природы или враждебных сил, извлекающих выгоду из некоторой слабости, открытости или отклика в природе — они приходят снаружи. Если вы можете чувствовать, как они подходят, и обладаете силой и привычкой отбрасывать их, прежде чем они войдут в тело, тогда болезнь минует вас. Даже если вам кажется, что атака поднимается изнутри, это только означает, что она незаметно проникла в подсознательное; оказавшись там, сила, которая принесла болезнь, поднимает ее оттуда и, рано или поздно, захватывает всю систему. Когда же вы чувствуете болезнь сразу после того, как она вошла, это происходит из-за того, что хотя атака прошла непосредственно, а не через подсознательное, но вы все же не смогли распознать ее, когда она еще была снаружи. Очень часто атака проходит фронтально или, даже еще чаще, вскольз со стороны, прокладывая свой путь через тонкую витальную оболочку, являющуюся нашей главной линией защиты, но она может быть остановлена и в самой оболочке, прежде чем проникнет в материальное тело. Тогда вы можете чувствовать некоторые последствия этого, например, жар или озноб, но болезнь все же не завладеет вами полностью. Если же атаку удалось остановить еще раньше или если сама витальная оболочка сопротивляется и остается сильной, энергичной и нетронутой, тогда вообще не будет болезни; атака не окажет никакого физического воздействия и не оставит и следа.

*

Несомненно, можно воздействовать на болезнь изнутри и лечить ее. Только это не всегда легко, поскольку в Материи много сопротивления — сопротивления инерции. Необходимо неослабная настойчивость; поначалу можно окончательно заболеть, либо симптомы будут нарастать, но постепенно контроль над телом или каким-то заболеванием будет становиться все сильнее. Опять же, сравнительно легко вылечить внутренним средствами случайное заболевание, но гораздо труднее сделать тело невосприимчивым к этой болезни в будущем. Труднее иметь дело с хронической болезнью — она больше сопротивляется, чем случайное расстройство. Пока контроль над телом не совершенен, всегда есть все эти и другие несовершенства и трудности при использовании внутренней силы. Если с помощью внутреннего действия вы сможете предотвратить нарастание болезни, тогда даже это уже кое-что; затем, с помощью abhyasa вы сможете укрепить силу, пока она не станет способной лечить. Заметьте, что пока нет полной силы в лечении болезни, не следует полностью отвергать некоторую помощь физических средств.

*

Медицинские лекарства — это последнее средство, к которому следует прибегать, когда что-то в сознании не отвечает Силе или отвечает ей поверхностно. Очень часто невосприимчива некоторая часть материального сознания — в других случаях это подсознательное стоит на пути, даже когда весь пробужденный разум, жизнь, физическое согласны на избавляющее воздействие. Если отвечает и подсознательное, тогда даже малейшее прикосновение Силы может не только вылечить заболевание, но и сделать тело практически невосприимчивым к этому заболеванию в будущем.

*

Ваша теория болезни является довольно опасным кредо — ведь болезнь надо устранять, а не принимать ее или наслаждаться ею. В существе есть нечто, что наслаждается болезнью, можно даже обратить боль болезни, равно как и любую другую боль, в форму удовольствия; ведь и боль и удовольствие являются деградациями изначальной Ананды и могут быть сведены в термины друг друга или же возвышены в свой изначальный принцип Ананды. Верно, что надо быть способным переносить болезнь со спокойствием, ровностью, терпением, даже с осознанием ее, поскольку она пришла как нечто, через что надо пройти в ходе переживания. Но принимать ее и наслаждаться ею означает помогать ей удерживаться, чего не следует делать; ведь болезнь является деформацией физической природы, подобно тому, как вожделение, гнев, ревность и т.п. являются деформациями витальной природы, а ошибка, предвзятость и потакание лжи являются деформациями ментальной природы. Все эти вещи должны быть устранены, и отвержение является первым условием их исчезновения, тогда как принятие оказывает прямо противоположный эффект.

*

Все болезни, прежде чем войти в физическое, проходят через нервную или витально-физическую оболочку тонкого сознания и тонкого тела. Если осознаешь тонкое тело или владеешь тонким сознанием, тогда можно остановить болезнь на ее пути и препятствовать тому, чтобы она вошла в физическое тело. Но болезнь может придти и незаметно, во сне или через подсознательное, либо внезапным натиском, когда утрачена бдительность; тогда ничего не остается, кроме как выбить ее с позиций, занятых ею в теле. Само-защита с использованием внутренних средств может стать такой сильной, что тело становится практически невосприимчивым к болезни. Но все же "практически" не означает "абсолютно". Абсолютная же невосприимчивость может придти только с супраментальным изменением. Ведь на уровне ниже супраментального эта невосприимчивость является результатом действия Силы среди многих сил и может быть нарушена подрывом установленного равновесия — на супраментальном же уровне невосприимчивость к болезни есть закон природы; в супраментальном теле эта невосприимчивость будет автоматической, внутренне присущей новой природе.

Есть различие между йогической Силой на ментальном и более низших планах и супраментальной Природой. То, что приобретается и удерживается Силой йоги в сознании разума-тела, на супраментальном уровне внутренне присуще и существует не благодаря достижению, а благодаря самой супраментальной природе — является само-существующим и абсолютным.

Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ