На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V 

Шри Ауробиндо
ОСНОВЫ ЙОГИ

II. ВЕРА-СТРЕМЛЕНИЕ-СДАЧА

Эта йога требует полного посвящения жизни стремлению к открытию и воплощению Божественной Истины и ничего более. Недопустимо делить жизнь между Божественной и некоторой внешней целью и деятельностью, не имеющей ничего общего с поиском Истины. Малейшая вещь такого рода сделает невозможным успех в йоге.

Вы должны идти внутрь себя и вступить в полное посвящение духовной жизни. Всякое цепляние к ментальным предпочтениям должно спасть с вас, должно быть оставлено всякое настояние на витальных целях и интересах, должно исчезнуть всякое эгоистическое цепляние к семье, друзьям, стране, если вы хотите добиться успеха в йоге. Все, что должно придти как выходящая энергия или действие, должно исходить из однажды открытой Истины, а не из низших ментальных или витальных мотивов, от Божественной Воли, а не от личного выбора или предпочтений эго.

*

Ментальные теории не имеют фундаментальной важности, поскольку разум формирует или принимает те теории, которые поддерживают поворот существа. Важен сам этот поворот и зов внутри вас.

Знание того, что есть Божественное Существование, Сознание и Блаженство, которое является не просто негативной Нирваной или статическим и лишенным черт Абсолютом, а динамическим, и восприятие того, что это Божественное Сознание может быть реализовано не только "где-то там", но и здесь, на земле, а также вытекающее отсюда принятие божественной жизни как цели йоги — все это не принадлежит разуму. Это вопрос не ментальной теории, — даже если ментально этот взгляд может быть поддержан не хуже, если не лучше, чем любой другой, — а переживания и, прежде чем придет переживание, веры души, приносящей с собой верность и преданность разума и жизни. Тот, кто находится в контакте с высшим Светом и имеет это переживание, может следовать этим путем, сколь бы трудным он ни был для низших членов; тот, кто затронут им, хотя и не имеет переживания, но, имея зов, убежденность, преданное влечение души, тоже может следовать этим путем.

*

Пути Божественного не подобны путям человеческого разума, не соответствуют его образцам, и невозможно судить эти пути или устанавливать для Божественного, что Он будет или не будет делать, ибо Он знает лучше, чем мы можем знать. Если мы вообще допускаем Божественное, то верный рассудок и Бхакти должны находиться в безоговорочной вере и сдаче Божественному.

*

Не накладывать собственный разум и витальную волю на Божественное, а воспринимать волю Божественного и следовать ей — вот истинная позиция садханы. Не говорить "это мое право, желание, требование, необходимость, потребность, почему бы мне не иметь это?", а отдавать себя, осуществлять сдачу Божественному и получать с радостью все, что Он дает, не огорчаясь или протестуя — вот самый лучший путь. Тогда то, что вы получите, будет как раз тем, что вам нужно.

*

Совершенно необходима и обязательна вера, доверие Богу, сдача и самоотдача Божественной Силе. Но доверие Богу не должно быть сделано оправданием лености, слабости и сдачи импульсам низшей Природы: оно должно идти наряду с неустанным стремлением и настоятельным отвержением всего, что стоит на пути Божественной Истины. Сдача Божественному не должна обращаться в оправдание, маскировку или повод для сдачи собственным желаниям и низшим движениям или собственному эго, либо некоторой Силе неведения и тьмы, которая принимает ложную видимость Божественного.

*

Вы должны только стремиться, держать себя открытым Матери, отвергая все, что препятствует ее воле, и позволять ей работать в вас — делая также всю работу для нее и в вере, что именно благодаря ее силе вы можете делать эту работу. Если вы будете оставаться открытым таким образом, тогда в ходе этого к вам придет знание и реализация.

*

В этой йоге все зависит от того, можете ли вы открыться Влиянию или нет. Если есть искренность в стремлении и терпеливая воля достичь высшего сознания, несмотря на все препятствия, тогда, несомненно, придет открытость в той или иной форме. Но это может занять долгое или короткое время в зависимости от степени подготовленности разума, сердца и тела; так что если нет необходимого терпения, тогда может произойти отказ от усилия из-за трудности в самом начале пути. В этой йоге нет другого способа, кроме как концентрироваться, лучше в сердце, и призывать присутствие и силу Матери взять существо и с помощью работ ее силы трансформировать сознание; можно также концентрироваться в голове или в области между бровями, но для многих это слишком трудно. Когда разум успокаивается, и концентрация становится полной, а стремление — интенсивным, тогда может начаться переживание. Чем больше веры, тем скорее будет результат. Все остальное не зависит от ваших усилий — вы должны только установить контакт с Божественным и быть восприимчивым к Силе и Присутствию Матери.

*

Не важно, какие дефекты есть в вашей природе. Важно только всегда держать себя открытым Силе. Никто не может трансформировать себя только собственными усилиями; только Божественная Сила может трансформировать его. Если вы держите себя открытым, все остальное будет сделано для вас.

*

Вряд ли кто-либо достаточно силен, чтобы только с помощью своего стремления и воли преодолеть силы низшей природы; даже те, кто делают это, обретают только некоторый контроль, а не полное господство. Воля и стремление требуются для того, чтобы призвать помощь Божественной Силы и удерживать существо на ее стороне при ее операциях с низшими силами. Только Божественная Сила, использующая духовную волю, и психическое стремление сердца могут покорить низшую природу.

*

Всегда трудно делать что-либо путем ментального контроля, когда достигаемое движется против склонности человеческой или личной природы. Сильная воля, терпеливо и настойчиво обращенная к своей цели, может вызвать необходимые изменения, но обычно на этой требуется долгое время, и успех поначалу может быть только частичным и пестрящим многими недостатками.

Автоматическое обращение всех действий в поклонение не может быть достигнуто только за счет контроля мышления; должно быть сильное стремление в сердце, которое принесет некую реализацию или ощущение присутствия Одного, кому направлено это поклонение. Бхакта не полагается только на собственные усилия, он полагается на милость и мощь Божественного, которому он поклоняется.

*

Вы всегда слишком много полагались на действие вашего собственного разума и воли — вот почему вы не можете прогрессировать. Если бы вы смогли обрести привычку молчаливо полагаться на силу Матери, — не просто призывать ее в поддержку собственного усилия, — препятствия бы уменьшились и, в конечном счете, исчезли.

*

Всякое искреннее стремление имеет свои последствия; если вы искренни, вы будете расти в божественную жизнь.

Быть полностью искренним означает хотеть только божественной Истины, все больше и больше сдавать себя Божественной Матери, отвергать все ложные притязания и желания, отличные от этого одного стремления, преподносить каждое действие в жизни Божественному и делать это как данную работу, не внося в нее эго. Таков базис божественной жизни.

Невозможно сразу же полностью стать этим, но если вы стремитесь к этому все время и всегда призываете в помощь Божественную Шакти с истинным сердцем и прямой волей, тогда вы все больше и больше врастаете в это сознание.

*

Полная сдача невозможна за столь короткое время, — ведь свободная сдача означает устранение узелков эго в каждой части существа и подношение существа, свободного и целостного, Божественному. Разум, витал, физическое сознание (и даже каждая их часть во всех своих движениях) должны поочередно сдаться, оставить собственный путь и принять путь Божественного. Но то, что можно сделать — это с самого начала принять центральное решение и само-посвящение и внедрять его каким угодно путем, оказавшимся открытым, на каждом шагу, извлекая выгоду из каждого представившегося удобного случая, чтобы сделать эту само-сдачу полной. Сдача в одном направлении облегчает сдачу в других направлениях; но она не устраняет и не ослабляет другие узлы, особенно те, которые самым сокровенным образом связаны с сегодняшней личностью, так что ее самые любимые формации могут зачастую представлять немалые трудности, даже после того, как была закреплена центральная воля и были на практике достигнуты первые серьезные результаты.

*

Вы спрашиваете, как вы можете исправить те ошибки, которые вы, по-видимому, сделали. Допуская, что все так, как вы говорите, мне кажется, что исправление заключается как раз в этом — сделать себя сосудом для Божественной Истины и Божественной Любви. И первые шаги к этому — это полное само-посвящение и само-очищение, полное открытие себя Божественному, отвержение в себе всего, что стоит на пути этого осуществления. В духовной жизни нет другого исправления любой ошибки, никакое другое не может быть полностью эффективным. Поначалу не следует просить других плодов или результатов, отличных от этого внутреннего роста и изменения — ведь иначе вы рискуете столкнуться с сильным разочарованием. Только когда вы сами свободны, сможете вы освободить и других, и в йоге именно из внутренней победы приходит внешнее покорение.

*

Невозможно сразу же избавиться от напряжения личного усилия — и это не всегда желательно; ведь личное усилие лучше, чем тамасическая инерция.

Личное усилие должно быть постепенно трансформировано в движение Божественной Силы. Если вы чувствуете, что сознательны по отношению к Божественной Силе, тогда вы все больше и больше призываете ее управлять вашим усилием, подхватывать его и трансформировать его в нечто, принадлежащее не вам, а Матери. Это будет нечто вроде передачи, поднятия сил, работающих в личном Адхаре — передачи не сразу же полной и законченной, а постепенной.

Однако психическая позиция необходима: должно развиться различение, которое точно видит, что является Божественной Силой, что — элементами личного усилия, и что привносится как смесь из низших космических сил. И пока эта передача не закончится, на что всегда требуется время, всегда будет нужен личный вклад, постоянное согласие на истинную Силу, постоянное отвержение любой низшей смеси.

Сейчас вам следует не оставить личное усилие, а все больше и больше призывать Божественную Силу и направлять ею свое личное усилие.

*

На ранних стадиях садханы не рекомендуется оставлять все Божественному или ожидать от него всего, не прикладывая собственных усилий. Это допустимо только тогда, когда психическое существо находится на переднем плане и направляет все действия (и даже тогда необходимы бдительность и постоянное согласие) или же на последних стадиях йоги, когда прямая или почти прямая супраментальная сила вбирает и поднимает сознание; но эта стадия пока что очень далека. При прочих условиях эта позиция приведет, скорее всего, к застою и инерции.

Только самые механические части существа могут сказать, что они действительно беспомощны: особенно физическое (материальное) сознание инертно по своей природе и движимо ментальными и витальными, либо высшими силами. Но всегда можно сдать ментальную волю или витальный напор на службу Божественному. При этом нельзя надеяться на скорый результат, ведь сопротивление низшей Природы или давление враждебных сил часто могут успешно препятствовать некоторое время, даже долгое время, необходимому изменению. Тогда надо настаивать, ставить всегда волю на сторону Божественного, отвергая то, что должно быть отвергнуто, открывая себя истинному Свету и истинной Силе, призывая его спокойно, стойко, без усилия, без депрессии или нетерпения, пока не почувствуете, что Божественная Сила начала работать в вас, и препятствия начинают уменьшаться.

Вы говорите, что осознаете собственное неведение и темноту. Если это только общее осознание, тогда этого не достаточно. Но если вы осознаете все в деталях, то, как все это работает, тогда этого достаточно для начала; вы должны стойко отвергать неправильные работы, которые вы осознаете, и делать свой разум и витал спокойным и ясным полем для действия Божественной Силы.

*

Механические движения всегда труднее остановить с помощью ментальной воли, потому что они ни в малейшей степени не зависят от рассудка или любого ментального оправдания, а основываются на ассоциации или же простой механической памяти и привычке.

Практика отвержения в конце концов восторжествует; но если есть только личное усилие, она может занять долгое время. Если вы сможете почувствовать, как Божественная Мощь работает в вас, тогда это должно идти легче.

Не должно быть ничего инертного или тамасического в самосдаче руководству Божественной Мощи, и это не должно послужить оправданием для какой-либо части витала не отвергать внушения низших импульсов и желаний.

Всегда есть два пути практикования йоги: один путь — с помощью действия бдительного разума и витального видения, наблюдающих, думающих и решающих, что следует и чего не следует делать. Конечно, они действуют с Божественной Силой, стоящей за ними, притягивая или призывая эту Силу, ведь иначе не может быть сделано ничего значительного. Но личное усилие все еще явно видно, и оно принимает на себя большую часть бремени.

Другой путь — это путь психического существа, сознания, открытого Божественному, не только открывающего психическое и выносящего его вперед, но и открывающего разум, витал и физическое, получающего Свет, воспринимающего то, что надо сделать, чувствующего и видящего его сделанным самой Божественной Силой и постоянно помогающего собственным бдительным и сознательным согласием и призывом Божественной работы.

Обычно возможна лишь смесь из этих путей, пока сознание не станет готово полностью открыться, полностью подчиниться Божественному зачинанию всего его действия. Именно тогда исчезает всякая ответственность, и нет личной ноши на плечах садхака.

*

Не важно, идете ли вы путем тапасьи или сдачи, но вы всегда должны быть обращены к своей цели. Если вы вступили на этот путь, как вы можете отойти от него к чему-то более низкому? Если твердо держаться, то падение ничего не значит — вы поднимаетесь и снова идете вперед. Если вы твердо устремлены к цели, то не может быть окончательной неудачи на пути к Божественному. И если в вас есть нечто, что надежно направляет вас, тогда заминки или падения или недостаток веры не играет заметной роли. Надо продолжать идти, пока борьба не окончится, и перед вами не появится прямая, открытая и беспрепятственная дорога.

*

Этот огонь есть божественный огонь стремления и внутренней тапасьи. Когда этот огонь с нарастающей силой и величиной снова и снова нисходит во тьму человеческого неведения, поначалу он кажется полностью поглощенным этой тьмою, но постепенно тьма превращается в свет, а неведение и несознание человеческого разума — в духовное сознание.

*

Практикование Йоги подразумевает волю к преодолению всех привязанностей и обращение только к Божественному. Принципиальная вещь в Йоге — доверять Божественной Милости на каждому шагу, постоянно направлять свои мысли к Божественному и осуществлять сдачу, пока существо не откроется и сила Матери не будет чувствоваться работающей в Адхаре.

*

Весь принцип этой йоги состоит в том, чтобы открыть себя Божественному Воздействию. Оно находится над вами, и если вы начнете его осознавать, тогда вы сможете призывать его вниз, в себя. Оно нисходит в разум и тело как Мир и Покой, как Свет, как работающая Сила, как Присутствие Божественного с формой или без формы, как Ананда. Прежде чем заиметь это сознание, надо иметь веру и стремиться к открытию. Стремление, зов, молитва — все это формы одной и той же вещи, и все они эффективны; вы можете избрать ту форму, которая пришла к вам или дается вам легче всего. Другой путь — это путь концентрации; вы концентрируете свое сознание в сердце (некоторые концентрируются в голове или над головой) и медитируете, обращаясь к Матери в сердце и призывая ее туда. В разное время можно делать либо то, либо другое или то и другое вместе — что приходит к вам естественнее или что вы движимы делать в данный момент. Особенно в самом начале совершенно необходимо обрести тихий разум, отвергать на время медитации все мысли и движения, чуждые садхане. Но вы не должны быть нетерпеливы, если все сразу же не получается; требуется время, чтобы внести полное спокойствие в разум; вы должны продолжать, пока сознание не будет готово.

*

То, на что вы нацеливаетесь в практике Йоги, может придти лишь путем открытия существа силе Матери и настоятельного отвержения всякого эгоизма, требования и желания, всех мотивов, кроме стремления к Божественной Истине. Если это правильно сделано, тогда Божественная Сила и Свет начнут свою работу и принесут мир и спокойствие, невозмутимость, внутреннюю силу, очищенную преданность и нарастающее сознание и само-знание, являющееся необходимым основанием для сидхи йоги.

*

Истина для вас состоит в том, чтобы чувствовать Божественное в себе, открываться Матери и работать ради Божественного, пока вы не осознаете Мать во всех своих действиях. Должно быть сознание божественного присутствия в вашем сердце и божественного руководства — в ваших действиях. Психическое существо, если оно пробуждено, может чувствовать это легко, быстро и глубоко; и как только психическое почувствовало это, это чувство может быть распространено и на ментальное и витальное.

*

Единственная истина в вашем переживании, — которое, как вы говорите, кажется столь истинным для вас, — заключается в том, что вы или кто-либо другой беспомощны в том, чтобы выбраться из низшего сознания только с помощью собственных усилий. Вот почему, когда вы погружаетесь в это низшее сознание, все кажется вам безнадежным, ведь на это время вы теряете опору на истинное сознание. Но это внушение неверное, потому что вы открыты Божественному и не обязаны оставаться в низшем сознании.

Когда вы находитесь в истинном сознании, тогда вы видите, что может быть сделано все, даже если сейчас положено только самое начало; но начала достаточно, раз уж там сеть Мощь, Сила. Ведь истина состоит в том, что может быть сделано все, и требуется только время и стремление души для полного изменения и для исполнения души.

*

Условия следования Воле Матери заключаются в том, чтобы повернуться к ней для Света, Истины и Силы, стремиться к тому, чтобы никакая сила не влияла на вас или вела вас, не выдвигать требований или условий в витале, сохранять тихий разум, готовый воспринимать Истину, не настаивать на собственных идеях и формациях, — в конце концов сохранять психическое пробужденным и на переднем плане, так чтобы вы могли быть в постоянном контакте с Матерью и верно знать, какова ее цель; ведь разум и витал могут ошибочно принять другие побуждения и внушения за Божественную Волю, но психическое, однажды пробужденное, не ошибается.

Абсолютное совершенство в работе возможно только после супраментализации; но относительно хорошая работа возможна и на низших планах, если находиться в контакте с Божественным и быть внимательным, бдительным и сознательным в разуме, витале и теле. Кроме того, это условие является подготовительным и почти совершенно необходимым для всевышнего освобождения.

*

Тот, кто страшится монотонности и хочет чего-то нового, не сможет делать йогу или, во всяком случае, эту йогу, которая требует неистощимой стойкости и терпения. Страх смерти указывает на витальную слабость, что также уменьшает способность к йоге. Равным образом, тот, кто находится во власти своих страстей, найдет йогу трудной и, пока он не поддерживается истинным внутренним зовом и искренним и сильным стремлением к духовному сознанию и единению с Божественным, может очень легко окончательно пасть, и его усилие не приведет ни к чему.

*

Что касается работы, все зависит от того, что вы подразумеваете под этим словом. Желание часто ведет к избыточному усилию, зачастую означает малые результаты при огромном напряжении труда, истощение и, в случае трудности или неудачи, уныние, утрату веры или протест; либо желание ведет к тому, что вы тянете силу. Тянуть силу можно, но если вы йогически не сильны и не опытны, это не всегда безопасно, хотя часто это может быть очень эффективным; не безопасно, прежде всего, из-за того, что это может вести к неправильным сильным реакциям или может привнести противодействующие, неправильные и смешанные силы, которые неопытный садхак не сможет отличить от истинных. Но это может и заменить собственную ограниченную мощь садхака или его ментальные и витальные построения на свободный дар и настоящее водительство Божественного. Все случаи разные, и каждый следует своим путем садханы. Но вам бы я рекомендовал постоянную открытость, способное ровное стремление, светлое доверие и терпение.

*

Очень неблагоразумно для кого-либо поспешно заявлять об овладении сверхразумом или даже о первом контакте с ним. Такая претензия часто сопровождается вспышкой сверхэгоизма, неким радикальным просчетом или крупным падением, неверным состоянием или неверным движением. Определенная духовная скромность, серьезный несамонадеянный взгляд на себя и спокойное восприятие несовершенств собственной сегодняшней природы и, вместо само-почитания и само-утверждения, ощущение необходимости превосхождения собственного сегодняшнего я, не из эгоистической амбиции, а из побуждения к Божественному, будет, как кажется мне, для этой бренной земной и человеческой структуры, гораздо лучшим условием для продвижения к супраментальному изменению.

*

Вы начали переживать психическую сдачу в физическом.

Все части, по-существу, сданы, но сдача должна быть сделана полной путем роста психической само-сдачи во всех них и во всех их движениях порознь и вместе.

Чтобы Божественное наслаждалось вами, вам надо полностью сдаться ему, так чтобы вы почувствовали, что Божественное Присутствие, Мощь, Свет, Ананда завладели всем вашим существом, а не вы бы владели всем этим ради собственного удовольствия. Вы получите гораздо большее наслаждение, если сдадитесь таким образом, и Божественное завладеет вами, чем если вы сами будете обладателем. Одновременно с помощью этой сдачи придет и спокойствие и счастливое мастерство я и природы.

*

Выведите психическое существо на передний план и держите его там, накладывая его мощь на разум, витал и физическое, так что оно будет придавать им свою силу целенаправленного стремления, доверия, веры, сдачи, прямого и непосредственного обнаружения всего, что неправильно в природе и повернуто к эго и к ошибке, от Света и Истины.

Устраняйте эгоизм во всех формах; устраняйте его из каждого движения сознания.

Развивайте космическое сознание — пусть эго-центрический взгляд растворится в широте, безличности, ощущении Космического Божественного, в восприятии вселенских сил, в реализации и понимании космической манифестации, игры.

Найдите вместо эго истинное существо — часть Божественного, испущенную из Матери Мира, и инструмент манифестации. Это ощущение того, что вы являетесь частью Божественного и его инструментом, должно быть свободно от всякой гордости, ощущения или требования эго или его притязания на превосходство, от требования или желания. Ведь если эти элементы есть, тогда это не истинная вещь.

Большинство делающих йогу живут в разуме, витале, физическом, освещаемых только от случая к случаю или до некоторой степени высшим разумом и озаренным разумом; но чтобы подготовиться к супраментальному изменению, необходимо (как только для вас придет время) открыться к Интуиции и Надразуму, так чтобы они подготовили все существо и всю природу к супраментальному изменению. Позвольте сознанию спокойно развиваться и расширяться, и знание этих вещей постепенно придет.

Спокойствие, различение, открепленность (но не безразличие) очень важны, ведь их противоположности очень сильно препятствуют трансформирующему действию. Интенсивность стремления должна быть, но она должна быть наряду с этими вещами. Не спешка, не инерция, не раджасическое нетерпение или тамасическое обескураживание — ровный и постоянный, но спокойный зов и работа. Не цепляние за реализацию, а позволение реализации приходить изнутри и свыше и точное наблюдение за ее полем, ее природой, ее пределами.

Позвольте мощи Матери работать в вас, но будьте внимательны, чтобы избегать любой смеси или подмены преувеличенной работы эго или силы Неведения, представляющей себя в качестве Истины. Особенно стремитесь к устранению всякой темноты и несознания в природе.

Таковы главные условия подготовки к супраментальному изменению; но ни одно из них не является легким, и все они должны быть выполнены, прежде чем можно будет сказать, что природа готова. Если может быть установлена истинная позиция (психическая, неэгоистическая, открытая только Божественной Силе), тогда этот процесс может пойти гораздо быстрее. Занять и поддерживать истинную позицию, способствовать дальнейшему изменению — это та помощь, которую вы можете оказать, это единственное, что требуется для содействия общему изменению.

Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ